Более 5,5 тыс. учителей и около 14 тыс. семиклассников до апреля будут тестировать на компьютерах, нетбуках мультимедийные уроки в рамках пилотного этапа проекта "Открытый мир". До 2015 года он охватит 1,5 млн учеников пятых-девятых классов.
— Стодолларовые нетбуки — это уже вчерашний день, — рассказывает 48-летний Виктор Громовой, глава координационного совета Ассоциации лидеров образования. — Для сравнения: менее развитой Туркменистан с 1 сентября обеспечит всех учеников ноутбуками. Поэтому, говоря о стратегическом прорыве 2015-го, следует уже думать о планшетных компьютерах. В Южной Корее, например, благодаря им до этого времени откажутся от печати бумажных учебников и будут пользоваться технологией цветных электронных чорнил с первого класса.
Чиновникам проще всего — закупить оборудование с присущими откатами, а дальше хоть трава не расти. Из опыта работы в проекте Мирового банка по обеспечению сельских школ учебными компьютерными комплексами скажу: можно выбросить огромные средства на покупку оборудования, но эффективность использования техники будет низкой. Дело в том, что педагогического программного обеспечения мало, сельские школы не спешат его закупать или обновлять. В классе все выглядит современно, но совсем не влияет на проведение урока. Так же, как и в институтах последипломного образования учителей. В каждом из них есть оборудование для видеоконференцсвязи. И что, хоть раз за три последних года провели виртуальную конференцию или веб-семинар?
Отличники будут получать персональные компьютеры с подключением к интернету бесплатно. Родители остальных будут покупать их в беспроцентный кредит. От такого подхода в школе появится еще большее социальное расслоение, потому что не все родители способны выложить тысячу гривен. Допускаю, что и количество отличников резко вырастет — причина подтянуть оценку очевидна. А что делать ученику, если потерял нетбук или его отобрали старшеклассники? Покупать новый или брать в резервном фонде техники — неизвестно.
Еще одна проблема — учителя. Они привыкли идти легким путем: открываем учебник, параграф такой-то, учим. Те, кто овладел информационными технологиями, через год-второй находят более оплачиваемую работу. Поэтому одними только компьютерными комплексами революции в образовании не сделаешь.
Как и раньше, все решают кадры. От ученических нетбуков новая педагогическая культура автоматически не появится. Должен состояться сдвиг в головах, а еще лучше — в социальном статусе учителя. Дайте ему ноутбук, не требуйте километровых бумажных конспектов, перейдите в цифровой формат. Например, турки еще семь лет назад внедрили скидки учителям на приобретение ноутбуков за счет муниципалитетов. Каждый учитель купил его за полцены. Так у него сформировали привычку использовать ноутбук как рабочий инструмент.
Комментарии