2 апреля в Киеве состоялась премьера фильма российского режиссера Владимира Бортко "Тарас Бульба", снятого по мотивам одноименной повести Николая Гоголя. Писатель и художник Лесь Подервянский, 56 лет, называет эту картину " херовой третьесортной экранизацией".
Этот фильм — пропаганда или искусство?
— Пропаганда и искусство не противореччат и не исключают друг друга. Например, "Броненосец Потемкин", "Чапаев". Но в данном случае если это и пропаганда, то бездарная. Это касается всех слоев фильма: сценария, режиссуры, актерской игры, музыки, монтажа, съемок батальных сцен и тому подобное. Исключением является разве что работа художников и подбор массовки. А что вы, собственно, ожидали от российского кино, сделанного за государственные деньги? Оно в принципе не может быть иным.
Является ли эта картина антиукраинской?
— Что бы ни говорили, прямая речь персонажей действительно буквально цитирует литературный первоисточник в его последней редакции. Однако Бортко удалось устами героев фильма превратить вкусный гоголевский текст в убогие пафосные " речовки" в стиле советского кино 60-х о шпионах и пограничниках. Слово "Украина" там вообще не фигурирует, зато персонажи все время "незлым тихим словом" вспоминают Русь. Если бы Бортко немножко интересовался украинской историей, то знал бы, что в те времена именно так и называли Украину — в отличие от Московского царства, присвоившего это название значительно позже. Но рядовой российский зритель этого знать не должен. Посыл понятен: никакой Украины нет, украинцев нет, казаки — " русские". Вот только непонятно, куда же делись березки и балалайки, откуда у " русских" такие странные хохляцкие чубы? Поскольку фильм бездарен, не стоит обращать внимания на все это фуфло.
Как могли такие сознательные интеллигенты, как Богдан Ступка и Лесь Сердюк, играть в этом фильме?
— Актеры должны играть — в этом заключается их профессия. Я ничем не могу их упрекнтьь по этому поводуЭто уже другое дело, что Ступка превратил страшного, дикого и в то же время волшебного Бульбу, носителя украинского архетипа, в нудного картонного персонажа. Но это — из другой оперы.
Лишним пафосом режиссер не выставил казаков на посмешище?
— В первую очередь он выставил на посмешище себя — своим непрофессионализмом и тупой заангажированностью. Еще и вовлек в это дерьмо остальную съемочную группу, которая честно пыталась делать свое дело.
Стоит ли украинцам бойкотировать этот фильм?
— Такие демонстративные поступки — слишком много чести для херовой третьесортной экранизации.
Комментарии
18