— Конфликт между Киевским и Московским патриархатом заключается в том, что последний является проводником "русского мира" на территории Украины, — говорит религиовед Александр Саган, 51 год.
25 января полиция задержала двух киевлян за поджог так называемого Десятинного монастыря Пресвятой Богородицы. Его незаконно поставили еще в 2005-м на захваченной земле Национального исторического музея, возле фундамента разрушенной Десятинной церкви. Задержанным архитекторам Алексею Шемотюку, 36 лет, и 33-летнему Александру Горбаню грозит 15 лет тюрьмы за "намеренное уничтожение или повреждение имущества". Шевченковский райсуд Киева арестовал их на два месяца. Впоследствии Апелляционный суд отпустил архитекторов на поруки нескольких народных депутатов.
3 февраля на территории музея собрались нескольких сотен активистов с требованием снести скандальную каплицу.
Конфликты при участии Московского патриархата в последние годы участились. Стоит вспомнить недавний отказ священника УПЦ МП из Запорожья отпевать 3-летнего мальчика, крещенного в церкви Киевского патриархата.
Украинская православная церковь Киевского патриархата готова к диалогу, но при условии, что никогда не станет частью Московского.
— В православном мире должны признать отдельную Украинскую поместную церковь. В ее состав должны вернуться этнические украинцы, — продолжает Александр Саган. — Киевский патриархат может прекрасно существовать и без признания другими поместными церквами. Но это ограничивает международное общение, взаимные визиты. Без них православие много теряет в своем количественном и качественном потенциале. Украинской поместной церковью могут признать и отдельно УПЦ КП.
Вселенский патриархат не делает этого из-за давления России. Там церковь невозможно отделить от государства. РФ на всех уровнях противодействует признанию Киевского патриархата. Применяет дипломатическое влияние, шантаж и подкуп. Россияне утверждают, что уже тысячу лет находятся на святой горе Афон (в РФ выпустили почтовую маркую "Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе". — ГПУ). Это абсурд. Тысячу лет назад не было не только Московского патриархата, но и царской России.
Московский патриархат в Украине многими методами выходит за рамки закона. Не обращать внимания на самовольный захват земли — это преступление. Чиновники, которые позволяют это делать, должны нести ответственность.
Незаконные самострои на исторической земле, поставленные как символ неповиновения власти, просто абсурдны. Украинская власть должна сносить их без всяких возражений. Киевский патриархат 20 лет не мог построить храм на территории Донецка, а Московский в заповедной зоне в Киеве строит сооружения неизвестного происхождения. Это выглядит как лоббизм российской идеологии.
Общество — базовый фактор, необходимый для создания украинской поместной церкви. Для украинцев это большое домашнее задание — осознать свою роль в церковной истории. Прихожанам Московского патриархата нужно рассказать историю, проводить просветительскую работу относительно преступлений, которые творили против Украины именем РПЦ, и о теперешней ситуации. Случай в Запорожье стал большим потрясением и толчком задуматься.
Создание единой поместной церкви в Украине будет означать выход из-под влияния Москвы. Но сейчас нет никаких сдвигов, потому что государство самоустранилось от этого процесса и откровенно благосклонно к Московскому патриархату. Даже в Кабмине чиновник Анатолий Величенков, который занимался религиозными вопросами, имеет откровенно пророссийскую позицию. Он основатель "Партии политики Путина" в Украине и даже принимал от ее имени участие в парламентских выборах. Только недавно усилиями общества удалось убедить Кабмин заменить его.
— У нас только православных церквей — три. Кто с кем будет объединяться? — говорит доктор философских наук, религиовед Людмила Филипович, 61 год. — Да и о каком объединении может идти речь? Московский патриархат — часть Русской православной церкви, которая является главным идеологическим оружием в войне.
В истории эти процессы растягивались на века. Московская церковь стала поместной почти спустя 150 лет после основания. Сейчас история ускоряется, не нужно так долго ждать.
Общаюсь с представителями разных церквей. В каждой есть люди, которые видят модель поместной.
Несколько раз Вселенский патриарх был готов признать УПЦ КП, но при одном условии — украинцы должны найти общий язык между собой. Все западные демократии строятся на балансе левых и правых, либералов и ортодоксов, лейбористов и традиционалистов, но они научились договариваться.
Если Вселенский патриарх признает Киевский патриархат, фактически перессорится со всем православным миром. В Русской церкви говорят — считаем Украину своей канонической территорией. Можем объединить силы против Вселенского патриарха и пересмотреть признание первенства среди всех православных патриархов.
Объединение возможно лишь путем договоренностей. Попытки такие есть, но нет доверия между сторонами. Со стороны России мы видим попытку присвоить нашу историю, наших людей, нашу церковь.
Комментарии