Ексклюзивы
пятница, 17 февраля 2006 13:18

"Де Ларочча учила меня, как нужно жить"

 

"Когда я училась на дирижировании, мой преподаватель говорил: "Тяжело вам, Вика, будет: ребята съедят". Теперь кто-?кто, а мужчины едят меня меньше всего", — рассказывает дирижер Виктория Жадько, 38 лет.

Она встречает нас на даче в Софиевской Борщаговке. Невысокая, хрупкая. Одета в черные брюки, черно-?белый свитер и домашние зеленые вьетнамки. К ее просторному одноэтажному дому прилегает пристройка. В ней бегает каштановая овчарка.

— Кусается — молодой, глуповат немного. Так что заходите поскорее, — говорит Виктория, держа собаку за передние лапы.

Виктория предлагает кофе. А пока закипает вода, зажигает свечу в виде шара, которая стоит на столе. Извиняется за ремонт:

— Взялись перестраивать дом, а выяснилось, что столько денег на это нужно, — она откидывает с лица прядь. — Тысячу долларов заплатила только за то, чтобы разобрали сарай. Да и то его так долго разбирали, что я уж готова была сама рукава засучить.

Тяжело? — спрашиваю.

— Я привыкла в жизни рассчитывать только на себя, — она разливает кипяток в чашки. — В 15 лет поехала учиться в Луганское музыкальное училище. Вспоминаю те времена как самые лучшие. Дисциплина у нас была очень серьезная. Корпус училища соединен с общежитием. В 6 утра студенты начинают заниматься, а ты спишь и сквозь сон слышишь: духовые, балалайки, скрипки... Потом училась в Киевской консерватории и параллельно работала. Гастролировать начала с третьего курса. Правда, тогда можно было только по Союзу.

Тысячу долларов заплатила только за то, чтобы разобрали сарай

А когда впервые поехали за границу?

— В 1989 году в Венгрию — на международный фестиваль классической гитары. Чтобы сделать загранпаспорт, я буквально "пробивала" стену головой. Потратила все летние каникулы, чтобы получить визу.

Кроме дирижирования, вы учите студентов.

— Да, готовлю преподавателей игры на классической гитаре.

А почему выбрали гитару?

— Это не я, ? — весело крутнулась. — Это моя мама. Ее подруга была преподавательницей по классу гитары, и маме удобно было оставлять меня на нее. Детей брали на занятия с десяти лет, а я начала в девять. Специальных детских инструментов в Советском Союзе не делали, поэтому таскала за собой взрослую гитару. А была малорослой — на физкультуре всегда стояла второй с конца.

Сейчас я девятилетних на учебу почти не беру. Начинаю учить с шести? – семи, максимум с восьми лет. В прошлом году даже четырехлетнего мальчика взяла.

Для деток заказываю инструменты меньшего размера в Польше, Чехии... Сейчас покажу, — Вика легко спрыгивает со стула и проводит нас в соседнюю комнату. На стене висят восточные инструменты. — Это мне из Казахстана аспирант привез, — хвастается. — Правда играть на них до сих пор не умею.

В углу комнаты стоят стопки треугольных картонных коробок. Виктория становится на стул и вытаскивает из одной коробки небольшую гитару.

А своих детей учите играть?

— Старшему Денису — семь. Он у нас с четырех лет учился играть на флейте, а теперь взялся за скрипку. Маленькому Дарику — четыре с половиной, а видели бы вы, как он танцует, — Вика мягко улыбается. — Водим его на хореографию.

Ваш муж тоже музыкант?

— Да, гитарист.

А как вы познакомились?

— В университете... Я у него преподавала, — говорит она неохотно. — Я никогда не обращалась со студентами так, будто я страшный монстр, а ко мне приходят глупые подушки, которые нужно набить пером. Мы между занятиями пьем кофе или чай, общаемся.

А чем он вам понравился?

— Ну, не знаю чем. Интересовался, может, немного больше, чем другие. Казалось, он будет хорошим исполнителем и преподавателем, — она крутит серебряный перстень на руке. — Так оно и есть. Вместе мы живем уже лет семь. Ученики его любят, а я знаю, что мой труд не пропал даром.

Бывали случаи, когда солистам?-духовикам становилось плохо и они падали со стула

У вас бывали непредсказуемые ситуации на концертах?

— "Сюрпризы" бывают очень часто. Главное — не терять контроля, — випрямляется Вика.

А никогда не бывало такого, чтобы кто-нибудь из музыкантов уснул?

— Ну-?у, это уже я не знаю, какой бездарный дирижер должен быть, чтобы у него оркестр уснул. Как-?то за десять минут до начала концерта ко мне подошел музыкант — первый гобоист, и говорит: "Маэстро, трагедия. Мой инструмент сломался". А он главную партию в концерте играл. Если не держать себя в руках, от такого сообщения инфаркт можно получить. Но мы выкрутились: первый флейтист в ответственных местах ухитрялся подхватывать одновременно две партии.

Разное бывает — и струны рвутся, и грифы ломаются. У знакомых дирижеров бывали случаи, когда в их оркестрах перед ответственными соло солистам-?духовикам становилось плохо и они падали со стула.

С кем из мировых звезд работали?

— С королевскими филармоническими, государственными оркестрами, со скрипачами, пианистами в Голландии, Дании, Финляндии, Польше, России, Германии. Запомнилась встреча с испанской пианисткой Алисией де Ларочча. Это вип?-женщина в музыке — ученица легенды испанской музыки Гранадоса. Ей семьдесят с лишним лет, а она такая шустрая! Концертирует до сих пор. Учила меня, как нужно жить.

Еще люблю людей из оркестра. Часто там играют 80-?летние музыканты. Я к ним цепляюсь, как пиявка, и пытаюсь из них высосать секреты. Хотя лично знакома и с Гидоном Кремером, и с Юрием Башметом...

Кроме музыки чем увлекаетесь?

— А вы не видите? — оглядывается вокруг она. — Домом. Я его сама полностью проектирую. Архитекторов не заказывала, только рабочих. Он еще только строится, а я уже о дизайне думаю. Собираюсь сделать второй этаж. Это очень похоже на музыку: в ней тоже нужно строить — только в мечтах. А здесь твой дом стоит перед тобой, и ты ежедневно можешь его видеть.

Огород у вас есть?

— Вот там есть участочек, — показывает рукой в окно. — Но морковь выращивать не собираюсь. На даче люблю просто дышать свежим воздухом и отдыхать.

 

1967 — родилась в Киеве

1986 — поступила в Киевскую консерваторию

1993 — победа на первом Международном конкурсе дирижеров имени Сергея Прокофьева

До 1993 — дирижирует Заслуженным академическим симфоническим оркестром Национальной радиокомпании Украины

1995 — первая премия Гжегожа Фительберга на международном конкурсе дирижеров в Катовице 1998 — лауреат конкурса имени Николая Малько в Копенгагене

1999 — родился сын Денис

2001 — родился сын Дарик

Среди европейских женщин-дирижеров имеет наибольшее количество отличий

Сейчас вы читаете новость «"Де Ларочча учила меня, как нужно жить"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть