В чем сходство украинской и китайской эстрады, рассказывает исполнительный директор фестиваля "Червона рута" Мирослав Мельник, 45 лет.
Как заинтересовать мир украинской эстрадой?
- Надо перестать копировать чужое. Например, Гайтана качественно исполнила на Евровидении песню в стиле соул в американизированной манере. Но украинского там ничего, кроме веночка, не было. Такой расчет пошел в минус. Нам надо еще 100 лет, чтобы воспитать такую школу соул. Представьте, что наш Оперный театр поехал на гастроли с операми Моцарта в Зальцбург. Так же глупо на Евровидении показывать соул миру, который с головой этого наслушался.
Кто диктует моду в мире?
- Британия и США. Штампуют исполнителей, как дураки. Имеют такую лабораторию вокала, что мы отдыхаем. В последнее время сюда присоединяется Латинская Америка. Несмотря на то, что у Москвы есть деньги и ресурсы, она не может навязать правила игры в поп-музыке.
В чем основное отличие между нашими исполнителями и западными?
- Эстрада стран бывшего Союза - старомодная и искусственная. Идет много американских заимствований. То есть все воруют по полной программе. Передирка западных идей была еще у русских звезд Владимира Кузьмина, Игоря Николаева, Александра Серова. Украинцы не намного лучше. Русские и наши звезды отсутствуют за рубежом. Пенсионерки Мадонна или Лара Фабиан катаются, их слушают. Наши могут рассказывать, что дали концерт где-то в Австралии или США. И он действительно состоялся, но туда пришла только украинская диаспора. Так же выглядит китайская эстрада, где нет традиций, все стилизовано под американскую. Турки везде применяют турецкую вокальную манеру, поэтому клёво звучат.
Чем для иностранных певцов привлекательна Украина?
- Украина - это территория, куда может приехать группа "Бони М" без единого настоящего участника. В США есть профсоюзы, которые отслеживают гастроли. Контролируют, чтобы музыканты платили проценты государству. В наш Крым прилетает Киркоров, собирает "бабки" и уезжает. В это время Министерство культуры Крыма жалуется, что нет денег. Из Украины вымываются деньги. Государство само поставило себя в глупую ситуацию.
Как-то ансамбль Вирского поехал на гастроли в Америку. Их контракт попал в музыкальный профсоюз. Те послали предложение: мол, вы танцуете гопак и играете на народных инструментах. Но у вас есть и скрипки, и виолончели - пусть американские музыканты выучат ноты и присоединятся к вам. Так и получилось. Ребята в шароварах танцевали гопак, а за ними в оркестре негры и китайцы. Такова у них защита интересов своих музыкантов. Наша ситуация напоминает случай, когда мама угощает гостей, а ребенок сидит голодный.
Почему раньше "Червона рута" выпускала больше звезд, чем в 2000-х?
- С 2000-х "Червона рута" имела ограниченный выход на центральные телеканалы. До этого телеканалам ничего не навязывали. Им не было, что показывать. "Червона рута" фактически создавала программы для телевидения. Все пели Андрея Миколайчука "Піду втоплюся у річці глибокій". Выпускали кассеты, появился пиратский рынок. Но тут уже начала проявляться мощь российского шоу-бизнеса. Это не дало возможности развиться отечественному музыкальному рынку. Сейчас популярны ярко выраженные попсовые конкурсы. Представьте, чтобы на "Новой волне" вышла молодая команда и в агрессивной манере спела, как у них требуют деньги за учебу. Никто этого транслировать не станет. Никто, как Вика Врадий на первой "Червоной руте", не споет "Кричу: "Ганьба!". Даже не споют, как Андрей Миколайчук "Підпільник Кіндрат в надійному місці сховав автомат". Эти фестивали односторонние и стерилизованные. Нам дают таблетку, от которой мы не можем размножаться.
Комментарии
2