Ексклюзивы
вторник, 19 февраля 2019 06:26

В Советском Союзе народную музыку пытались отрезать от корней

 

– Ненавижу попсу, – бандурист в третьем поколении Юлиан Китастый, 61 год, целится невидимым ружьем на громкий динамик над головой.

– Ба-бах, – в шутку имитирует выстрел.

Встречаемся в кафе возле метро Дружбы народов. В Киев Юлиан прилетел из Торонто. Недавно стал руководителем Канадской капеллы бандуристов.

Рассказывает, что родители познакомились в Детройте.

– Мать родом из Сум, по специальности архитектор-искусствовед. Отец с Полтавщины, работал инженером. Много лет играл в капелле бандуристов им. Тараса Шевченко в Детройте. Коллектив создали в 1941-ом в Киеве из участников бывшей Государственной образцовой капеллы бандуристов. В той довоенной капелле играл дед Иван. Дядя Григорий Китастый был заместителем дирижера. Во время Второй мировой бандуристов вывезли в Третий Рейх. Преимущественно выступали в лагерях остарбайтеров из Украины. В 1945-м оказались в американской зоне оккупации. Отцу в 14 лет сделали документы студента капеллы. Это был его путь на Запад, обратно возвращаться не хотел. Жил в лагере переселенцев. В США попал 21-летним.

Были ли различия в отношении к бандуре в диаспоре и в Советской Украине?

– Бандуры из союза в Северную Америку массово начали привозить в 1960-ые. Не знаю даже, был ли официальный экспорт, при содействии диаспоры. В Детройте достать дешевую черниговскую бандуру было несложно. Стала стандартным инструментом для детей "военных переселенцев", которые хотели воспитывать поколение, рожденное в США, в украинской культуре. К тому времени эмигранты играли на самодельных бандурах. Еще в 1946-м в лагере для переселенцев в Германии создали мастерскую. Изготовленные инструменты были подобны бандуре Гната Хоткевича 1929 года. Хоть и не точной их копией. Хоть советские не обязательно нравились, мой дядя Григорий Китастый использовал их для занятий со студентами. Других тогда не было. Но никогда не брал в инструментарий Капеллы.

В Советском Союзе народную музыку, с одной стороны, пытались отрезать от корней. С другой, серьезные бандуристы хотели показать, что инструмент может сыграть все. Что и завело их в ложное русло. На бандуре, извините, не все получается. Каждый инструмент надо использовать в определенных параметрах, возможностях, традициях.

Бандура – это не один инструмент. Имеет много вариантов. В СССР ее свели к одному экземпляру. Что и обернулось искусственностью.

Когда впервые увидел ноты, изданные в советской Украине, подумал, что для какого-то другого инструмента. В США бандуристы старались не терять связи с кобзарскими традициями начала ХХ века.

Чем отличаются инструменты?

– Те "черниговки", которые до нас доходили, имели 55 струн. На них не хватало механизма для перестроения. Так трудно что-то сыграть вне нескольких тональностей.

Харьковский способ игры на бандуре разработал Игнат Хоткевич. Инструмент держают так, чтобы можно было легко играть обеими руками в целом диапазоне. Сохранились кадры, где Хоткевич играет роль слепца-кобзаря в кинофильме "Назар Стодоля" 1936 года. Видно, что овладел своим инструментом полностью.

Харьковская бандура хорошо подходит для театра. В спектакле "1917-2017: Тычина, Жадан и Собаки" актеры работали со стихами сборника "Вместо сонетов и октав" Павла Тычины под сопровождение бандуры. Убедился, что это отличный инструмент для аккомпанемента живого слова. Природа звука щипкового инструмента "втягивает" слушателя и заставляет внимательно слушать. Спектакль поставила Вирляна Ткач. "1917-2017: Тычина, Жадан и Собаки" получил премию малых инновационных театров Нью-Йорка в номинациях "За лучшую музыкальную постановку, мюзикл" и "За лучшую оригинальную музыку". Спектакль посмотрели много людей, которые не имели никакого отношения к Украине.

Объясняете американцам, что такое бандура?

– Приходится. Зависит от публики. Если это музыкально осведомленные люди, им интересно больше узнать об инструменте, как построен и что на нем играется. Жалеют, что раньше не знали о нем.

Спектакль о дружбе Тараса Шевченко и афроамериканского актера Айры Олдриджа делали, чтобы приблизить наши культуры?

– Так. На 200-летие Кобзаря в 2014-м привозили американских актеров в Киев и Одессу. В спектакле "Темная ночь. Ясные зори" говорится о том, как Шевченко и Олдридж встречались в доме графа Толстого в Санкт-Петербурге в течение двух зимних месяцев 1858 года. Поэта как раз освободили из ссылки, а актер гастролировал по России. Не зная языка друг друга, они подружились. Вероятно потому, что оба чувствовали себя художниками в изгнании. Шевченко, арестованный за стихи, до конца жизни носил клеймо малоросса. Олдриджу не было места в известных театрах на родине. Для тогдашних американцев чернокожий актер был позором. Оба были признанными мастерами своего дела, но для общества этого всегда мало.

Почти одного возраста, они одинаково потеряли матерей в 9 лет.

Я на сцене исполняю кобзарский репертуар.Также для спектакля нашли в Нью-Йорке музыку, исполнявшуюся в той церкви, где отец Олдриджа был проповедником. Это была первая афроамериканская община в городе.

На каком инструменте исполняете кобзарский репертуар?

– В песнях слепцов-кобзарей XIX – начала ХХ веков использую 21-струнную старосветскую бандуру. Глубже историей, традицией инструмента заинтересовался в конце 1980-х. Повезло при первых поездках в Украину встретиться с Георгием Ткаченко.

Он был последним представителем Слобожанской кобзарской традиции. Учился непосредственно у слепцов. Мой коллега из Австралии Виктор Мишалов тоже учился у Ткаченко. Привез в Америку репродукцию кобзарской бандуры. Раньше я видел записи фольклористов, транскрипции Филарета Колессы, но не мог понять, как исполнялся этот репертуар. Но когда взял кобзарскую бандуру, все стало на свои места.

Когда прочитал интервью с японским композитором. Тот пытался писать новую музыку для старинных инструментов, где вообще никакой школы не сохранилось. Говорил, что прислушивается к инструменту, потому что он имеет память.

Для своего репертуара сначала выбирал преимущественно исторические песни. Что-то выучил от отца и дяди, что-то нашел в сборниках и перевел на черниговскую или харьковскую бандуру. Но кобзарский инструмент сразу внес свои коррективы. Он нуждается в другом музыкальном мышлении. Не приспособлен к западной гармонии.

Как ни странно, но именно эти уроки от кобзарской бандуры привели меня к экспериментальному авангардному музицированию. Также понял, как можно играть с музыкантами совершенно иных традиций со всего мира. Если встретишь глубокого знатока, с ним легко найти общий язык. Делал проекты с китайскими виртуозами лютни пипа, мастером игры на смычковом инструменте моринхури из Бурятии, еврейскими, индийскими музыкантами.

Сейчас вы читаете новость «В Советском Союзе народную музыку пытались отрезать от корней». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть