Киевский искусствовед Татьяна Кара-Васильева в этом году получила Шевченковскую премию за книгу-альбом "История украинской вышивки". Говорит, что первые находки вышивки на территории Украины принадлежат к сарматской культуре I-го века.
"Украинская вышивка означает не только народная на рушниках или сорочках. Это сложный вид искусства, - рассказывает исследовательница. - Например, наша церковная вышивка была на очень высоком художественном уровне. Ею украшали предметы религиозного культа. Церковная вышивка появилась в Киевской Руси, а ее расцвет пришелся на XVII-XVIII века. Вышивали в монастырях по рисункам выдающихся художников, иконописцев и граверов. Среди ведущих мастеров церковной вышивки была мать Ивана Мазепы игуменья Мария-Магдалена. С 1686 года она возглавляла Киево-Вознесенский монастырь, который находился напротив Киево-Печерской лавры. Игуменья подарила лавре свои работы. На них сохранились ее подписи, например, "Я, ігуменя Марія-Магдалена, дарую сей воздух (покров, которым накрывали чашу - Gazeta.ua)". Церковная вышивка продолжала традицию народной и одновременно была связана с иконописью и стенописью. Ее выполняли по сюжетам Священного писания, которое хорошо знали монахини. Это не было безымянное искусство - им занимались очень образованные женщины. Я более 10 лет сидела в архивах, чтобы только найти фамилии мастеров, которые вышивали при монастырях. Вышивка была дорогой, так как вышивали золотыми и серебряными нитями. Начиная с XVIII века стали добавлять много шелковых нитей. Некоторые работы выполняли по полгода. Гетманы и представители зажиточной казацкой старшины обязательно дарили работы в церкви, как ценные вклады. Богатейшие коллекции этой вышивки есть в музее Киево-Печерской лавры, Черниговском и Полтавском краеведческих музеях".
Кара-Васильева объездила в экспедициях в поисках вышивки всю Украину. Говорит, дома не имеет ни одного рушника или старой сорочки.
"Народная вышивка больше развилась в конце XIX века. До сегодня она живет полнокровной жизнью, потому что во всех областях Украины женщины одинаково много вышивают. Однако искусство вышивки имеет низкий общий уровень. Сейчас этим занимаются любители, которые не всегда берут правильные образцы для узоров, а какие-то случайные рисунки из журналов".
По мнению исследовательницы, вышивка - эмоциональный вид искусства, воспроизводит глубокие чувства мастерицы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конопляную обувь носит Виктор Ющенко и Нина Матвиенко
"Женщина никогда не скажет, какой узор вышила. Она скажет, какое чувство показала на полотне - печаль, радость, любовь или надежду. Это отражалось в цветах и рисунках. Я имею большую любовь к полтавской вышивке. Она очень изысканная и тонкая. Там везде вышивали белым по белому. Разве немного добавляли серой или песочной нити. На эстетику вышивки влияли экономические условия, география, климат, природа. Геометрические узоры, насыщенные красным и черным, характерные для Гуцульщины. Думаю, это следовало из рельефа гор и богатства природы. А спокойные луга, мягкие краски, тихие реки Центральной Украины отразились на такой же нежной и изысканной вышивке".
Комментарии