В столичной галерее "Білий світ", где проходит выставка "Военное положение" Владислава Шерешевского, частично сменили экспозицию. Добавили картины, посвященные защитникам Азовстали и современной "Мадонне" с украинской символикой и необычным младенцам. Выставка состоит из работ, которые художник создал за время полномасштабного вторжения страны-агрессора России. Переосмыслил язык мемов, созданных во время войны, передал чувства украинцев в эффектных портретах.
О наиболее выразительных работах выставки Gazeta.ua поговорили с сокуратором галереи "Білий світ", художником Егором Анцигиным.
Защитники Азовстали и картины об эвакуации
"Все работы выставки были созданы с 24 февраля, во время активной фазы войны России против Украины. Новый блок картин связан с защитниками Азовстали. Здесь полковники, военные, помощники. Также есть работа "Мадонна" – на ней ДСНСник, которая спасает детей и взрослых", – рассказал сокуратор.
16 июля в экспозицию добавили 7 работ. Среди них две картины цикла "Азов". Это портреты – "Редис", посвященный командиру "Азова" Прокопенко Денису и "Пташка" (Катруся Азовстали) – портрет парамедика Екатерины. Манера исполнения картин отличается от предыдущих циклов работ художника. А фирменные парафразы Шерешевского здесь часто касаются новых медийных образов, которые появились во время полномасштабного вторжения.
"У Владислава Шерешевского были разные периоды, связанные с разными стилями рисования. Был период, когда его картины были в постнаивном стиле. Для этой выставки художник избрал реалистическую манеру. Владислав поработал с языковыми образами, которые у нас появились во время войны. Азовсталь это понятный символ – это большая трагедия и великая украинская гордость. Есть работа с девочкой с куклой, которая называется "Марик", есть работа "Зеленый коридор", обе связанные с эвакуацией и беженцами. На картине с детьми присутствуют желтые ленты – это образы чужой-свой. Также в работах есть целая серия изображений хлеба – знаковой во время войны "паляницы", – рассказал Егор Анцигин.
Новые мемы, созданные в интернете
В работах Шерешевского присутствуют новые образы войны, в медиапространстве ставшие мемными.
"Названия и образ картин, которые сейчас вынимаются из медийного пространства, стали частью художественные произведения. На одной из картин – знаменитый петушок, оставшийся на шкафчике в Бородянке и ставший символом несокрушимости. На картине "Крик" он изображен рядом с обескураженной девушкой. Такой простой образ, как боксерская перчатка – это реакция на высказывания о том, что президенту страны-агрессорки стоит сохранить лицо.Имеет подпись "Для сохранения лица". Также ироническая работа "Курение убивает" – это реакция художника на вбросы после затопления крейсера "Москва". Тогда пытались говорить, что кто-то не затушил окурок – и сгорел корабль. Другая картина служит продолжением истории, изображает пустое море, называется "И нет корабля", – рассказал сокуратор.
Картина с подписью "Пацак зараза" – это тоже мэм, но из прошлого.
"Это мемы прошлого поколения. "Пацак зараза" – упоминание о фильме 1986 года "Кин-дза-дза" Георгия Данелии. Там пацаком стали называть именно россиянина. Здесь художник к нему обращается", – подчеркнул сокуратор.
Портреты сильных мужчин
"Доминирующий образ, пронизывающий все блоки, это образы портретов. Портреты, через которые можно почувствовать эмоции, настроение людей, то, что они в тот или иной момент испытывали. В "Военном состоянии" присутствуют портреты детей, женщин, мужчин. Есть несколько лиц могущественных мужчин, которые уже не ребята, с опытом жизни.В каком-то смысле они резонируют с тем, что сам автор такого возраста, чувствует себя таким защитником.Одна из картин "Ярость" – эмоция которая сильно резонирует со зрителем.Если мы даже на поверхности кажемся спокойными, так ярость и ненависть к захватчикам присутствует у каждого украинца", – рассказал сокуратор.
Монстры с маркировкой агрессора
На выставке есть отдельная серия монстров, изображенных с символикой государства-агрессора.
""Тагил", "Супостат", "Черный рот" – это образы монстров, которые становятся по темную сторону от светлых героев. На них есть флаг или же запрещенный символ Z. В работе "СупоZтат" буква вписана прямо в название", – рассказал Егор.
Хлеб и непростое пирожное
Несколько картин на выставке изображают хлеб. Две – черно-белые куски торта.
"Шерешевский с темой еды – сала, пирожных, бутербродов – работает много. Хлеб на выставке "Военное положение" отзывается также как страх голода, страх изуродованных полей. Две картины с тортом называются "Без красителей". Видна дуальность – тортик имеет чёрный или белый цвет. Как будто информация сейчас, отсеялось все серое – есть либо хорошо, либо плохо. В информационном поле сегодняшнего дня произошел раскол на черное и белое. Время словно выдавило цвет – остались тональности. На выставке включен не весь свет. Работы достаточно насыщенные, выглядят тяжелыми на фоне белых стен", – рассказал сокуратор.
Путь Путина
На выставке три картины повесили рядом, чтобы составить композицию. В конце основного зала висит картина "Дорога", далее зритель может увидеть работу, на которой кусок сырого мяса с надписью "Стратегический запас". Завершается композиция изображением мертвого Путина. Эта картина называется Ze End и висит в туалете. Композиция составляется. когда дверь в туалет приоткрыта.
"Работа с сырым мясом называется "Стратегический запас". Она находится в экспозиции еще с двумя картинами. Проходит будто линия – дорога, мясо и труп Путина. Такой определенный экспозиционный нарратив", – рассказал куратор.
Переосмысление крылатых выражений
Во многих работах впечатление Шерешевского дополняет текст, название картины.
"Работа "Рашист пролетел" – омаж на полотно художника Аркадия Пластова "Фашист пролетел". Здесь есть определенное переосмысление. Фразе придается другое значение. Картина "Мы из Украины" – образ пожилой женщины, которая уехала, а может не уехала, но имеет определенную драму. На ее лице улыбка, но и растерянность. Женский образ непрост – она вроде добра и тепла, но задаешься вопросом, дома ли она в тот момент, когда звучит эта фраза", – рассказал куратор.
"Картина "В феврале 22-го" это как омаж на фильм "Осенью 1941-го". О Второй мировой. Здесь такой архаический образ бабушки, которая, вероятно, переживает то, что не хотела никогда переживать сама, а тем более чтобы не дай Бог, войну застали внуки. Видим глаза, полные отчаяния. Мастерство художника именно в тех образах, которые он закладывает, воспроизводит на выставках. За время выставки видел, сколько людей плачут. Заходят без слез, а выходят часто со слезами. Именно портреты очень эмоционально цепляют зрителей", – рассказал сокуратор.
Художник работает не только с болезненными, но и гротескными и ироническими моментами.
"Здесь есть работа "Укр" – человек улыбается, доволен собой. Пожалуй, содержит определенный процент самоиронии, герой настолько могучий, что может даже над собой посмеяться", – подчеркнул Егор.
Картина с исчезающей девочкой
Во втором зале галереи разместили работы в холодных тонах. Среди них выделяется яркая, теплая картина под названием "Довоенная".
"Если смотреть на линию работ – почти все выполнены в холодных, серых тонах, а эта будто такая теплая, ламповая, она очень комфортна. Будто образ того, что было до войны. Это такой комфорт, безопасность. Даже присутствует абстрактный образ роскоши – камин, богатая мебель, очень красиво наряженная девушка. Но при этом она все немного сминается как память, где что-то мы помним четко, а что-то можем забыть вообще. На первый взгляд это одна теплая, цветная работа, которая стоит среди других холодных, уже реагирующих на реальность", – рассказал куратор.
Фак оф
Новой картиной на выставке стало изображение девушки с куклой, похожей на живого младенца. Картина выполнена в приглушенных тонах – яркими кажутся только сине-желтые ленты в косах героини.
"В работе есть определенная загадка, не до конца все артикулировано, считывается. Героиня словно в руках держит куклу, которая выглядит как взрослый человек. Кукла отправляет врагам "Фак оф" – показывает средний палец", – рассказал сокуратор выставки.
Выход в свет
Еще одной новой работой выставки стало изображение двух молодых женщин, одетых в длинные легкие платья. Их образы напоминают наряды XIХ ст. Картина называется "Выход в свет".
"Сейчас выход в свет это время, когда можем выйти из бомбоубежища. Когда есть тревоги, комендантский час – фраза приобретает совершенно новое значение. Сейчас у нас все очень регулируемо – когда выходим на улицу, то ценим время, которое просто проводим на свежем воздухе", – поделился впечатлениями Егор Анцигин.
Выставка продлится до 23 июля. Посмотреть ее можно в галерее "Білий світ", по адресу ул. Пушкинская, 21-а.
Расписание работы галереи: вт-сб – 11:00-19:00; вс-пн – выходные. Вход свободный.
Владислав Шерешевский – киевский живописец, график. По данным аналитиков арт-рынка Украины, Шерешевский принадлежит к десятке самых успешных украинских художников. Имеет узнаваемый стиль. Дмитрий Корсунь, арт-критик, историк, живописец, реставратор, куратор арт-проектов, так определил стиль Шерешевского: "Шерешевский никогда не двигается в сторону топкого абсурда и безысходности. Он скорее легкомысленный и насмешливый, но не злой и мрачный". Сам художник часто говорит о многослойности восприятия своих работ: сначала это юмор, улыбка, затем зритель видит парафразы из классической живописи. "Благодаря такому сочетанию смешное может одновременно казаться еще и грустным. Но это уже для тех, кто совсем понимает", – говорит художник. Шерешевский часто иронизирует над историей и политикой, рекламой и телевидением, религией и национальной идеей, объединяя мало совместимые сюжеты и догмы.
Комментарии