Ексклюзивы
среда, 22 февраля 2017 13:06

Активисты не пропускают вагоны с углем для отечественных электростанций

Активисты не пропускают вагоны с углем для отечественных электростанций
Фото: nv.ua

Как повлияет на украинскую экономику и гривну разрыв производственных цепочек с предприятиями на неподконтрольной Украине территории?

Блокада железнодорожного сообщения с оккупированными территориями Луганской и Донецкой областей привела к тому, что 14 февраля остановился Алчевский метзавод корпорации "Индустриальный союз Донбасса".

Группа "Метинвест" заявила, что 20-го февраля прекратили работу Енакиевский метзавод и Краснодонуголь, а 25 - их примеру последует Макеевский метзавод.

Ранее из-за блокады в Украине возникли проблемы с обеспечением углем ТЭС и теплокоммунэнерго. Правительство ввело чрезвычайное положение в энергетике.

Теперь под угрозой стабильная работа металлургической отрасли - одного из флагманов украинского экспорта. А значит блокада может ударить не только по бизнесу владельцев донбасских предприятий, но и по гривне и всей экономике страны.

"Это принцип домино – остановка одного из элементов цепочки приводит к остановке связанных с ним предприятий, – говорит Александр Домбровский, и.о. главы комитета Верховной Рады по ТЭК. – Если ситуация не разрешится, то веерные отключения электроэнергии окажутся наименее страшным из возможных последствий блокады, с которыми столкнется страна".

НВ Бизнес выделил пять наиболее вероятных проблем, которые ожидают Украину, если производственные связи с оккупированными территориями не возобновятся.

1. Резкое уменьшение валютной выручки. Горно-металлургический комплекс приносит четверть всей украинской экспортной выручки. Предприятия горно-металлургического комплекса в Донецкой и Луганской областях ежегодно производят порядка 4,5 млн тонн металлопродукции почти на $2 млрд. Частичная или полная продолжительная остановка крупных метзаводов несет угрозу потери части экспортных рынков. Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины, говорит, что каждое предприятие имеет свою специализацию. Заводы на подконтрольной Украине территории не смогут выпускать определенные виды проката, а значит будут сорваны контракты и нарушены планы по поставкам, которые есть у компаний.

2. Потеря налогов и массовые увольнения. На предприятиях отрасли трудится свыше 300 тыс. человек. Закрытие заводов приведет к увольнению десятков тысяч работников, а также потере налогов. Только Енакиевский метзавод и Краснодонуголь в 2016 году совокупно заплатили в украинские бюджеты всех уровней почти 1 млрд грн налогов. В целом предприятия, находящиеся на временно неподконтрольных Украине территориях, заплатили 32 млрд грн. Потеря этих средств больно ударит по бюджету страны.

3. Девальвация гривны. Снижение поставок продукции металлургии на внешние рынки можно частично компенсировать за счет роста экспорта высвободившейся руды. Однако, по мнению Марии Репко, замдиректора Центра экономической стратегии, это не сможет полностью компенсировать потерю валютной выручки. В Нацбанке уже предупредили, что это несет угрозу курсу гривны. "Мы вполне можем получить 10% девальвацию только из-за проблем металлургии", – прогнозирует Беленький.

4. Снижение конкурентноспособности металлургов. Через заблокированные переезды перевозился коксующийся уголь – сырье, необходимое для выплавки металла. Оно поставлялся на меткомбинаты в Мариуполе и Запорожье. Недостаток отечественного коксующегося угля придется восполнят за счет импорта – из США, Канады, Австралии, Индонезии и других стран. Этот уголь будет минимум на 25% дороже отечественного. Это значит, что украинская металлопродукция станет менее конкурентоспособной на зарубежных рынках. Украина в этом случае может потерять место в первой десятке стран-производителей стали и снизить свой экспортный потенциал без возможности восстановления на горизонте двух лет.

5. Падение инвестпривлекательности. Железнодорожная блокада подняла еще ряд важных проблем. Стабильное транспортное сообщение – необходимое условие для функционирования бизнеса. Информационный фон, который сопровождает противостояние, может отпугнуть от нашей страны новых иностранных инвесторов, а также подтолкнуть существующих к тому, чтобы свернуть свою деятельность.

Сейчас вы читаете новость «Активисты не пропускают вагоны с углем для отечественных электростанций». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 25817
Голосование Возможен ли мир на Донбассе за "формуле Штайнмайера" (выборы + отвода войск + амнистия боевиков + особый статус Донбасса)?
  • Так, пора заканчивать войну любыми способами
  • Нет, мир будет только после победы
  • Нужно дальше проводить переговоры и привлечь к ним США
  • Война в Украине закончится только после возвращения Крыма
  • Ваш вариант (в комментариях)
Просмотреть