В Украине до 50% рынка продуктов питания и до 80% рынка крепкого алкоголя является контрафактом. Где продукты качественнее, рассказал Gazeta.ua директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Где больше вероятность купить качественные продукты?
Качество в супермаркетах выше, чем в обычных магазинах или на рынках. Если половина рынка в контрафакте, то в супермаркете процентов 30. А в магазинах, киосках, рынках может быть до 80 процентов некачественного товара.
Почему так?
Потому что придерживаются норм. Могут обеспечить соответствующий температурный режим хранения товара и влажность. Этого не могут себе позволить небольшие магазины.
50% продуктов в Украине — подделка. Почему так много?
Сейчас ситуация печальная. Подделывают все. Это может быть безопасный для употребления товар, но его состав не соответствует тому, который указан на упаковке. В Европе продукт считают подделкой даже если использовали другой сорт орехов, а не тот, что написали на обертке. У нас это не считалось бы нарушением.
Чем ниже уровень платежеспособности населения, тем выше уровень подделок. Производители ставят первым приоритетом удешевления товара, потому что покупатели хотят низкой цены.
Если производитель честный, он теряет долю рынка и становится не конкурентоспособным. Поэтому также начинает подделывать. Так уменьшается количество качественных продуктов. Мы живем в условиях сужения рынка еще с 2008 года.
Чем ниже уровень платежеспособности населения, тем больше подделок
Какой сегмент рынка страдает больше всего?
Наихудшая ситуация в прошлом году была на молочном рынке. Потом молочная продукция значительно подорожала в частности из-за повышение качества.
Проблема в том, что мы не можем контролировать сырье. Молоко берут у бабушек, но мы не знаем, чем они кормили своих коров. Чтобы этот рынок развивался, нужно вкладывать в него большие деньги. Единственное, что не позволяет сделать это в Украине — срок окупаемости — 7 лет.
Но даже если изготовили качественный товар, его нужно перевезти. Для молочной продукции нужен соответствующий температурный режим. Его может выдержать производитель и супермаркет на полке, но если перевозчик выключит рефрижераторы, чтобы сэкономить, качество упадет. От перевозчика тоже требуют самой дешевой цены. Круг замыкается.
Кто контролирует качество товара?
Функцию защиты прав потребителей выполняет Держпродспоживслужба, которая является структурным подразделением Министерства аграрной политики и продовольствия. Если они находят нарушения, то обязаны потом обращаться в Антимонопольный комитет. Если один производитель производит что-то с нарушением, а другой — придерживается правил, создаются неконкурентные условия. Это нарушение конкурентного законодательства. Но это в теории. На практике уже три года ничего не работает. Один орган защиты прав потребителей расформировали. Штат работников мизерный. Может быть по одному человеку на крупные города.
Также недостаточно финансирование на проверку качества товара. Большая экспертиза по всем показателям стоит несколько тысяч гривен на одну продукцию. А надо проверять несколько сотен ежеквартально. Это выливается в миллионы гривен. Государство не финансирует.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что подешевеет и подорожает с начала мая
Как же решить проблему некачественной продукции в современных условиях?
Выход один — повысить уровень жизни украинцев. Тогда проблема решится сама собой.
Комментарии
2