Часто можно услышать утверждение, что сначала надо изучать тяжелые предметы, а затем - легкие.
Это один из мифов системы образования, считает бизнесмен и президент корпорации "Гранд" Владимир Спиваковский.
"Идея поломать этот стереотип пришла мне в голову, когда я вспомнил школьную жизнь и главные учительские наставления. Сначала, утверждали они, выполняйте сложные задачи, а затем те, что легче. Я старательно пытался следовать их совету, и каждый раз попадал в конфуз" , - говорит Спиваковский. Он развеял этот миф.
1. Начнешь делать сложное, стараешься, время бежит, заканчивать не успеваешь, а к остальным руки вообще не доходят. А собственно, подумал я, почему именно такая последовательность? Ведь пока голова свежая, лучше делать легче: больше успеешь, настроение повысится, мотивация возрастет.
2. Всегда делал вопреки наставлениям учителей. Сначала выполнял легкие задачи и упражнения. Сделал одно - поставил галочку. Сделал второе - уже два дела готовы. Прошло десять минут, а три-четыре дела сделаны. Останется одно-два крупных. Даже если я их сделаю не до конца, совесть моя больше чем наполовину чистая, не зря день прожит.
3. Кто придумал, что расписание уроков надо составлять таким образом, чтобы в начале дня были тяжелые предметы, а рисование и физкультура - после обеда. Но вспомните, например, свои студенческие годы: что делают студенты на первой паре в девять часов утра? Правильно - спят.
Однако вместо того, чтобы ругать детей, не выспались, я бы их пожалел. В школах с утра ученики, если и не спят, то шалят, внимание в них рассеяна. Преподаватели не в состоянии сконцентрировать внимание класса, из-за чего нервничают, обзывают учеников сонными тетерев, или даже выставляют за дверь, мол, идите и проснитесь. Как будто ученики назло преподавателям специально их раздражают.
4. На самом деле и ума, и мышлению, для того чтобы приступить к работе, нужно разгон. Ведь даже у спортсменов перед тренировкой предусмотрена разминка. Чтобы мышцы вошли в тонус, и организм подготовился к предстоящей нагрузке.
В школе все, как в джунглях: добежал до двери, вскочил в класс, прыгнул за парту, раскрыл портфель, выкопал нужный учебник с тетрадкой, обнаружил дневник и уставился на доску или на учителя, лихорадочно перебирая память требованием вспомнить, принадлежащего урок .
А в течение дня уроки вообще побегут вперемешку, хаотично. Потому что расписание составляется в зависимости от удобства и плановой нагрузки учителей.
5. Интересно, принимает кто-то во внимание удобство детей? Или они должны реагировать, как ваньки-встаньки: вопрос-ответ, вопрос-ответ, вопрос-ответ? На любую тему, по любому предмету и без промедления. Любая задержка с ответом расценивается как нетвердое знания. Что-то здесь не так.
6. Однажды ученики спросили Декарта, почему он так долго думает перед ответом, а их, учеников, заставляет отвечать немедленно. Тот почесал лысину и сказал: "Я знаю гораздо больше вас, поэтому, пока ищу нужно, проходит время".
А другие ученики спросили свою учительницу, почему она их постоянно задерживает на смену, не успевая вовремя продиктовать домашнее задание, хотя от них требует беспрекословного четкости.
Ответ, как всегда, оказалась диктаторской: "Звонок с урока, - сказала она, - сигнал не для детей о перерыве между уроками, а для учителя, что пора давать домашнее задание".
7. Известно, что пики умственной активности приходятся на 11:00, 15 часов и 22 часов. Поэтому логично заниматься музыкой или рисованием в 9 утра, а физикой - в 11 или 15 часов. Скептики могут возразить, что это невозможно организовать.
8. Значит, получается, что взрослым это организовать сложно, и поэтому они облегчают жизнь себе, а все трудности цинично перекладывают на хрупкие плечи детей. И от них требуют эти препятствия преодолевать.
9. Вы можете спросить, есть ли способ организовать дежурство предметов по-человечески, чтобы они плавно перетекали из одного в другой и не портили детям, учителям и родителям нервы.
Так как в школе приходится проживать большую часть дня, то, для того чтобы заполнить "сосуд" нужным объемом знаний, надо их умело чередовать, выстраивая более рациональную последовательность занятий.
10. Поэтому сначала нагрузки на тело - акселеративного упражнения. Затем на воображение - рисование, музыка. Далее легкие - физинтеллект, игры на воздухе. Разум следующий - науки. Затем желудок, дети любят "перекусить". Следующая душа - литература, психологические упражнения, память - языка, мышцы - спорт, чувства - упражнения по разбору ситуаций, руки - умение мастерить.
Что в итоге? День пролетает незаметно, причем без тени усталости, но с чувством выполненного долга, с ощущением радости от полноценно прожитого дня.
11. В хороших школах много раз убеждались в том, что рациональное чередование предметов, если не детей заставляют учиться, а они сами тянутся к знаниям - залог успеха. Мотивация учеников действует автоматически. И после насыщенного и победного дня они себя чувствуют уверенно.
12. В хороших школах догадались: если чередование предметов будет организовано по пикам активности, как советуют ученые всего мира, и дети почувствуют е
12. В хороших школах догадались: если чередование предметов будет организовано по пикам активности, как советуют ученые всего мира, и дети почувствуют от этого пользу, то они же и во взрослой жизни станут предельно организованными и успешными, научатся сравнивать свои силы, и в них будет адекватная самооценка.
И это только за счет разумного чередования уроков и тренингов: сначала легкие жизненные задачи, затем сложные. Тогда о том от уроков не возникнет даже мысли. Жизнь - не арифметика: от перемены мест слагаемых сумма квантов счастья сильно меняется.
С сентября нынешнего года в Украине заработала концепция Новая украинская школа. Она предусматривает 3 уровня полного общего среднего образования. Дети будут учиться 12 лет. Полное среднее образование будет состоять из 2 циклов. В рамках профильного образования старшеклассник сможет выбирать одно из 2 направлений обучения: академическое или профессиональное.
Комментарии