7-летний Руслан из Киева второй год учится в столичной школе-интернате N15 для детей с детским церебральным параличом. Мальчика воспитывает мать.
— У Руслана гипердинамический синдром, он очень активный, — говорит психолог школы Галина Егорова, 57 лет. — В течение нескольких лет ему придется сдерживать эмоции, чтобы учиться. Ему необходимо двигаться. Это лучше всего делать на уроках лечебной физкультуры или играясь в бассейне с шариками.
Бассейн есть в сенсорной комнате, которую недавно подарили школе. Компания "Киевстар" потратила на нее 35 тыс. грн.
Руслан копошится в бассейне с мягкими бортами и выбрасывает из него легкие пластиковые мячи. Так он делает шариковый массаж и высвобождает накопленные эмоции.
Неподалеку в кресле-кровати, которое повторяет изгибы тела, отдыхает Рома. У него ДЦП, он почти не двигается, еле шевелит руками. Мальчик развлекается световым стимулятором — пластиковыми нитевидными фонарями, которые меняют цвет. Так тренирует мелкую моторику рук, развивает ощущение прикосновения, способность наблюдать.
В комнате есть дорожки, маты, кресла, игрушки, с помощью которых больные могут развивать равновесие, память и внимание.
— ДЦП и гипердинамический синдром — заболевания центральной нервной системы, — объясняет главный врач школы Ирина Забашта, 60 лет. — Причинами могут быть родовые травмы, инфекционные заболевания ребенка в возрасте до года, резус-конфликт, при котором кровь матери резус-негативна, а ребенка — резус-позитивна. Иногда дети не могут ходить. Есть проблемы с координацией, речью, интеллектуальным развитием. У нас три учебных программы: для детей с интеллектом "норма", с задержкой психического развития и с легкой умственной отсталостью.
Диагноз ребенку могут поставить в шесть-восемь месяцев. Сложные формы заболевания обнаруживаются в первые месяцы жизни. Поэтому новорожденных должен осмотреть невролог.
— Легкие поражения центральной нервной системы можно подлечить до школьного возраста. Тогда ребенок сможет учиться в обычной школе. Однако деток с выраженными изъянами нужно отдавать в специальную школу-интернат, — считает Ирина Сергеевна.
Детям сложно овладеть школьной программой. У одних может болеть голова из-за погоды, другие устают, когда долго сидят. Некоторым нужно часто отдыхать, лежать.
Новорожденных должен осмотреть невролог
— Уроки у нас длятся 40 минут, на пять меньше, чем в обычной школе, — говорит директор заведения Леонид Торба, 57 лет. — Занятия начинаются с разговорной разминки. Через 15 минут — фи зкульт-минутка.
Детям с умственной отсталостью дают препараты, которые стимулируют деятельность головного мозга, улучшают речь, интеллектуальное развитие. Детей с гиперактивностью лечат успокоительными из валерианы, пустырника, дают кислородные коктейли. Но эффективнее всего физические упражнения.
На уроках лечебной физкультуры ученики делают дыхательную и пальчиковую гимнастику, упражнения для улучшения осанки и ходьбы, развивают подвижнось суставов.
— Те, кто может, прыгают, играют в мяч, бадминтон. У тех, кому трудно передвигаться, индивидуальные программы. Учителя следят, чтобы ученики их выполняли. С каждым годом они должны становиться подвижнее, — говорит Ирина Забашта.
Полностью вылечить ДЦП невозможно. Однако врач уверяет, что благодаря годам лечения детей можно перевести на высшую программу. Тогда ученики с задержкой психического развития могут продлить учебу по программе общеобразовательной школы.
— Иногда дети, которые приходили к нам на костылях, начинают ходить, занимаются физкультурой, танцуют, занимаются в театральных кружках.
Были случаи, когда ребенок начинал учебу в интернате, потом переходил в обычную школу и через полгода-год возвращался. Они чувствуют психологический дискомфорт, учась со здоровыми детьми. Их могут оскорбить. В интернате все дети дружат, общаются.
В коридоре из громкоговорителей раздается мелодия из кинофильма "Приключения Буратино".
— Это у нас такой звонок, — улыбается Леонид Торба. — Бывает, иду по коридору, а они танцуют. А какие концерты устраивают!
Комментарии