пятница, 06 ноября 2015 06:00

Автора проекта Киевского метро заслали на Дальний Восток

 

"Уже вспыхнули праздничные огни города. В этом году электрических звезд особенно много. Но в сиянии их нельзя не заметить новых созвездий - огней Киевского метрополитена. Да. Это новый трудовой подвиг: тысячи людей в глубинах земных недр древнего Киева возвели мраморные дворцы, тоннели, эскалаторы", - пишет газета "Вечерний Киев" в октябре 1961 года.

За разработку проекта метро в Киеве взялись в 1930-х. Город в 1934-ом стал столицей Советской Украины. В следующем году заработало метро в Москве. Летом 1936-го выпускник Московского института инженеров транспорта Папазов защищает дипломную работу "Проект Киевского метрополитена". Студенту вручают премию 1 тыс. руб. - это пять тогдашних средних месячных зарплат.

В то же время еще один проект разрабатывает заведующий отдела Киевского института транспортной механики Александр Дульнев. Он предлагает проложить три линии общей длиной 50 км. В частности 9 км пролягут под землей, остальные - на поверхности. Бюджет - 600 млн руб. Это вдвое меньше, чем потратили на первую очередь Московской подземки.

"Скорость метро в 2,5-3 раза больше трамвая. Это обеспечит дополнительные резервы времени трудящимся, которое будет использовано для труда, отдыха и культурного развлечения", - разъясняет газета "Большевик" 5 июля 1936 года.

Ровно через год в горком КП(б)У поступает донос от гражданки Федотовой: "В институте транспортной механики ведется контрреволюционная работа, направленная на растранжиривание государственных денег. Во всех его трудах избегают термина "социалистический транспорт", пишут просто "транспорт". Председатель института Супруненко в то же время возглавляет церковное общество, вся его квартира увешана иконами. Супруненко набрал в институт исключительно сомнительных людей. Скажем, Дульнев рисует схемы метрополитена вне плана работы. Этот институт необходимо немедленно ликвидировать".

Через два месяца учреждение закрывают, большинство его работников репрессируют. Александра Дульнева обвиняют в "контрреволюционной деятельности". Приговор - 10 лет лагерей. Отбывает наказание на Дальнем Востоке, освобожден досрочно в 1943-ем. Его разработки исчезают бесследно.

Как только советская власть возвращается в Киев после нацистской оккупации, идею строительства подземки опять начинают активно обсуждать.

"О сооружении метрополитена в столице Советской Украины уже можно говорить как о факте, как об уже реализующейся стройке, - пишет газета "Советская Украина" 7 июля 1945-го. - Еще в прошлом году союзное правительство приняло постановление о проведении подготовительных работ по строительству метро в городе Киеве. Задание, которое стояло перед нами на первом этапе строительства, заключалось в том, чтобы проверить и собрать самые совершенные геологические данные о городе. Эти данные уже собраны, и они легли в основу проектировочных работ".

Решают, что метро будет иметь три линии. Их направления почти совпадают с нынешними. Только со сроками проектировщики не угадали. Пресса обещает, что первые две линии заработают в 1950 году. Но строительные работы начнут только в 1949-ом.

Первая очередь заработала 6 ноября 1960 года. Имела длину 5,2 км и насчитывала пять станций: Вокзальная, Университет, Крещатик, Арсенальная, Днепр. Расстояние между конечными остановками поезд проезжал за 8 мин. Одновременно начали копать в противоположную от Вокзальной сторону - к станции Завод "Большевик", нынешняя Шулявская. Этот участок открыли через три года.

Из-за сложного рельефа линии прокладывали очень глубоко. Арсенальная расположена на глубине 105,5 м - ниже всего в мире. Поскольку построить такой длинный эскалатор тогда было невозможно, решили построить промежуточный вестибюль. Собрали его на поверхности земли. Параллельно внизу построили круглый фундамент. После этого из-под конструкции начали выгребать почву и насыпать ее наверх. Конструкция под собственным весом опускалась вниз. Весь процесс занял четыре месяца. "Это было смелое инженерное решение, и оно впервые в истории метростроения блестяще осуществлено", - комментирует "Вечерний Киев".

Из холмистой центральной части города поезд выезжает на пологий берег Днепра. Поэтому соседняя станция Днепр - наземная. Вначале она была тупиковой. Платформы здесь расположены не по центру, как на других станциях первой очереди, а по краям. Пассажиры выходили на правую сторону. После этого двери закрывались, открывались противоположные, и с левой стороны заходили люди, которые ехали в сторону центра. Через пять лет открыли мост, который соединил правый и левый берега Днепра. Метро смогло двигаться в Дарницу.

Сегодня Киевское метро насчитывает 52 станции. Самую новую - Теремки - открыли 6 ноября 2013-го. Почти построены, но до сих пор не открыты станции Львівська брама и Теличка. Начато сооружение четвертой линии, которая соединит Троещину и железнодорожный вокзал. Также проектируется линия, которая проляжет на левом берегу Днепра.

50 копеек стоила поездка в Киевском метро на момент его открытия в 1960 году. Это втрое меньше, чем порция шоколадного мороженого. Пассажир покупал проездной талон, при входе в метро контролер разрывал его. После денежной реформы 1961-го стоимость уменьшилась до 5 коп. Тогда же появились автоматические пункты пропуска, которые принимали монеты.

Тариф повысили в 1991-ом - до 15 коп. В период гиперинфляции 1992-1996 лет в метро впервые начали использовать жетоны - сначала металлические, позже пластиковые. В 1993-ем также ввели магнитные карточки. Стоимость проезда за это время выросла с 5 до 20 тыс. руб. С введением гривны поездка стоила 20 коп.

В последний раз тариф повысили в феврале - теперь пассажиры за поездку отдают 4 грн. Также в этом году появилась возможность оплачивать проезд банковской карточкой.

Киевское метро могло стать третьим в мире

Первым предложил перенести киевский транспорт под землю руководитель Юго-Западной железной дороги Дмитрий Андриевский в 1884 году. Маршрут должен был пролечь от пристани на Днепре, где теперь речной вокзал, к новому железнодорожному вокзалу на Бессарабке. Депутаты городской думы отклонили проект. На тот момент подземный общественный транспорт действовал только в Лондоне и Стамбуле.

24 сентября 1916 года в газете "Киевлянин" была опубликована заметка "Проект обустройства подземной железной дороги в Киеве". Его предложили представители местного отделения Российско-американской торговой палаты.

"Рост Киева в последнее время идет чисто американскими темпами, - шла речь в заметке. - Своеобразные условия города - его разбросанность, высокая стоимость квартир в центре, холмистое положение и т.п.- затрагивают вопрос о дешевом, быстром и безопасном сообщении. Городской трамвай на сегодняшний день не соответствует ни одному из этих условий. Единственным выходом является постепенный переход от надземного трамвая к подземному, начиная с главных улиц".

Предложение вспомнили через два года, при Гетманате Павла Скоропадского. 6 июня 1918-го взрыв на артиллерийских складах разрушил большинство застройки Зверинца - современный Печерский район. Здесь планировали возвести правительственный центр. К нему должны были проложить ветку метро.

"Почва Зверинца и вообще города Киева лучшая для построения трамваев в тоннелях, - писала газета "Возрождение" 11 сентября. - При таких условиях метрополитен можно поставить лучше, чем он стоит в Париже. Метрополитен, выныривая из тоннеля-горы в долину и проезжая опять тоннели, будет перевозить всех и вся с Бессарабки на Демеевку, с Зверинца на Лукьяновку, с Набережной или Прорезной на Заднепровскую Слободку".

Очередная смена власти помешала воплотить этот проект.

Сейчас вы читаете новость «Автора проекта Киевского метро заслали на Дальний Восток». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть