- В этом году 12 июля празднуем не только Петра и Павла, но и Десятую пятницу от Пасхи. Говорят, в этот день не надо работать, чтобы гром и молния беды не натворили. Потому что много есть повествований, что у того, кто в этот день работал, или хату гром зажег, или ниву, или сено, или убил скот или кого-то в семье, - рассказывает 53-летняя Ольга Бакота из села Фитьков Надворнянского района Ивано-Франковщины. - На этот праздник плетут громовые веночки из таких мелких, желтеньких цветочков, которые растут на камнях, возле рек, - бессмертников. Те веночки в церкви на Десятую пятницу святим и кладем под образа, чтобы от грома уберечься.
На Полесье Десятую пятницу отмечали иначе.
- У нас праздник называют Десятуха. Говорят, что на Десятуху уже дозреет каждая десятая ягода в лесу. Начинают массово собирать чернику и малину, - рассказывает 79-летняя Ульяна Кот из села Круповое Дубровицкого района Ривненской обл.
В лес за ягодами шли всей семьей или большой группой - соседи, подруги. Когда первый раз в году шли за ягодами, умывались ключевой водой, надевали чистую рубашку и завязывали новые платки. На пороге хаты читали "Отче наш", а выйдя со двора - заклинание: "Господи, приступи, помощь принеси и спор покажи".
- Чтобы змеев не встретить, чтобы они не укусили, когда входишь в лес, друг друга спутницы спрашивали: "Когда у нас было Благовещение?" - "В воскресенье этого года, собирай ягоды, молодая", - вспоминает Ульяна Кот. - Или сама себе скажешь, если сама идешь, а сказать надо обязательно.
В народном календаре Благовещение - 7 апреля - празднуют как змеиный день, когда они впервые выходят на поверхность земли. Вспомнить Благовещение - почтить змей и оберег от них в то же время.
Чтобы во время сбора ягод не увидеть змей, ужей, "всего нечистого", переворачивали на обратную сторону передник или платок. Советовали также брать с собой в лес посвященный на Пасху и высушенный хрен. Его считали оберегом от "всего плохого". Если встретишь в лесу змею или ужа, следует поднять юбку и повернуться к ним голым задом. Потому что еще с дохристианских времен голое тело наделялось магической способностью отпугивать враждебные человеку силы.
Если же ненароком во время сбора ягод рукой зацепил змею или наступил на нее и она укусила, то рану надо быстро промыть, туго перевязать и сказать заклинание:
- На море, на Лукоморье стоит дуб разложистый. На том дубе царица Ярица. Будь же ты милосердна, посылай ты три сестры - Марию-Полумарию, Анну-Полуанну, Лукерью-Полулукерью - пусть вынут зуб от гадины рябой, от полевой, от травяной, от желтобрюхой, от домашней.
Сбор ягод начинали со словами:
- Господняя Божья Мать, помоги мне ягодок набрать. Од ягодки к ягодке, да будет пригоршня, от пригоршни к пригоршне, да будет набирушечка или ведерко.
- Набирушечка, или наборок, - это такая корзинка маленькая, плетеная из соснового шпона, - объясняет Ульяна Кот. - Ее к поясу привязывали. Когда полный наборок насобираешь, высыпаешь в ведро.
Собирали ягоды и в глиняные крынки "гладушки". Позже начали собирать в литровые и трехлитровые банки, сегодня - в разнообразную пластиковую тару.
Первую найденную ягоду надо было съесть, приговаривая:
- Новая-новинка, чтобы не болел ни живот, ни голова, ни спинка.
Посвященный на Пасху и высушенный хрен считали оберегом от "всего плохого"
Первую горсть собранных в сезоне ягод клали на пень, чтобы они "велись", "плодились", "чтобы Бог родил дальше и больше было ягодок". Это - пожертвование природе и плата за то, что люди пользуются ее милостью и дарами.
Единственным приспособлением для сбора ягод является гребенка или гребушка - большой совок с зубцами. Ею собирают только чернику. Все остальные ягоды берут руками.
Ульяна Кот вспоминает, что "при Польше" - то есть в межвоенные годы - лесники строго следили, чтобы в лесу женщины-ягодницы ими не пользовались. Ведь гребенкой выгребаются и спелые, и недозрелые ягоды, уничтожается ягодник.
Были свои правила поведения в лесу, которые строго соблюдали: запрещалось бегать, поднимать шум, ругаться, курить и выпивать - "тогда ягоды тебе не пойдут".
- А петь пели. По дороге, когда шли, то всякие разные пели песни. А в лесу, только специальные, как говорили, ягодные песни, - вспоминает Ульяна Кот.
Такую старинную песню в 2002-ом спела тогда 76-летняя Зинаида Козак из села Черче Камень-Каширского района на Волыни:
Оставайтеся, всі ягодки з листом.
Ой бо ми йдемо додому з користю.
А тобі, бору, зіллячко, коріннячко,
А нам, молодим, дай Біг на здоров'ячко.
А тобі, бору, ягодки родити,
А нам, молодим, по ягодки ходити.
Ой ховайтеся, ягодки,
попід листю,
Бо ідемо додомоньку з користю.
Под конец дня женщины-ягодницы благодарили лес и просили, чтобы Господь дал силы донести ягоды домой:
Спасибі цьому лісу, спасибі Богу,
що нам вислав таку допомогу.
Коротай, Боже, доріжку
Да на комарову ніжку.
В конце сезона сбора черники "заламывали осину": деревце пригибали к земле и больше за "черными ягодами" в лес не ходили.
Женам запрещали работать в пятницу
Праздник Десятой пятницы берет истоки с языческого почитания этого дня. Это был день женский, святой, свободный от любой работы. Такой традиции придерживались даже священнослужители - запрещали женам работать в пятницу. Церковные авторитеты на протяжении XVI - XVII в. несколько раз выступали с гневными запретами этого празднования. Во время посещения Украины в 1589 году Константинопольский патриарх Иеремия отлучал от церкви тех, кто праздновал пятницу, а работал в воскресенье. В следующем году собор иерархов Киевской митрополии рекомендовал своим верным "пяток поститься и работать весь день, а воскресенье празднуя святить".
Через 30 лет, в 1620-ом, Иерусалимский патриарх Теофан во время пребывания в Киеве говорил: "Обычай в праздновании некоего праздника десятой пятницы - изметаем и праздновать его не повелеваем". Тогда на Десятую пятницу от Пасхи назначали заимствованный в Западной церкви праздник Страсти Марии - Сострадания Пресвятой Богородице. В начале XVIII в. русский синод запретил старое украинское церковное празднование Десятой пятницы.
Греко-католики сегодня в десятую пятницу после Пасхи празднуют Праздник Святейшего Сердца Христова, а на следующий день - Сострадание Пресвятой Богородице.
За сбор в лесу ягод и грибов крестьянин дополнительно отрабатывал четыре дня барщины
Если собирали ягоды для продажи на базаре, то для удачного торга нужно было несколько стаканов ягод раздать стареньким соседям, у которых уже нет сил ходить за черникой.
- Черники у нас много есть и сегодня ее собирают полным ходом, потому что людям ягоды - всегда помощь. И сушили, и варили, и продавали. Вот сегодня сдают по 11 гривен за килограмм, а в прошлом году было и по 19, а когда уже сезон заканчивается, то и по 25 будет, - говорит 79-летняя Ульяна Кот из села Крупове Дубровицького р-ну Ровенской обл. - А при Польше мои родители покупали в лесничестве специальные билеты на ягоды на сезон.
Ограничение на сбор лесных ягод, грибов, желудей ввели в средневековые времена. За пользование лесом крестьяне платили его владельцу дань. Литовский устав 1529 года позволял задерживать крестьян в лесу и забирать все, что они насобирали без разрешения. В конце ХVIII в. крестьяне отбывали дополнительно четыре дня барщины на год за сбор в лесу ягод и грибов. На Полесье платили натуральный оброк - отдавали четверть собранных ягод. После отмены крепостного права крестьяне получили в собственность часть леса и право собирать там ягоды, грибы, хворост. Тот, кто не имел собственного леса, должен был выкупить себе разрешительный билет на сбор ягод на сезон.
Комментарии