Ексклюзивы
четверг, 22 ноября 2012 18:54

На Иоанна Милостивого нужно навестить больного

 

Святой Иоанн Милостивый, которого православные и греко-католики чествовали 25 ноября, был патриархом в египетском городе Александрии в VІІ в. При жизни прославился тем, что помогал калекам, немощным и нищим. По его приказу посчитали всех попрошаек и убогих Александрии — оказалось около 7 тыс. Им велел ежедневно бесплатно выдавать еду. А дважды в неделю, в среду и пятницу, сам принимал на паперти всех нищих и раздавал им милостыню, посещал больницу. За то, что никому не отказывал в просьбах о помощи, его прозвали Милостивым.

— На Ивана Милостивого нужно бы навестить больного или кого-то, кому трудно себя обслужить, — рассказывает 61-летняя Лидия Полунина, родом из села Довжок Погребищенского района на Виннитчине. — Несут, как правило, еду: пирог испечет женщина и отнесет соседке-калеке или винегрету с котлетой деду одинокому, которого никто не присматривает. Идут в церковь и подают милостыню нищим или тем, кто просит в переходах. Милосердие всегда нужно иметь, но не к тем бугаям-побирушкам, что на бутылку водки выклянчивают, а к тем, кто действительно в нашей поддержке нуждается.

В Украине попрошаек называли "старцами" или "прохачами", "прошаками", "торбарями", "злыдарями", "харпаками". Оскорбить или посмеяться над нищим считалось большим грехом. По народным представлениям, жизненный удел просить и нищенствовать может постичь любого человека.

— Подавать милостыню калекам и нищим, посещать больных и помогать немощным — дело Богу угодное, — убеждена Лидия Полунина. — У нас говорят: "Просит убогий, а подаешь Богу".

По народным поверьям, Иисус Христос, святые Петр и Павел часто под видом нищих странствуют по свету. Тех, кто проявляет сочувствие к просящим, они одаривают достатком, здоровьем и счастьем, а за немилосердие наказывают. Если нищие обходили чей-то двор, это воспринималось как плохой знак для всей семьи. У украинцев бытует даже такое проклятие: "Чтобы ваш дом старцы проходили".

— Моя бабушка вспоминала, что нищелюбие у людей когда-то было сильным, — рассказывает Лидия Полунина. — Это сейчас они по электричкам ходят так с хитростью и лукавством, и им никто и не верит. А раньше нищих, паломников, погорельцев принимали в доме, давали место переночевать, кормили, одеждой старой их наделяли, хотя и сами бедно-бедно жили. Это же нужно было вытопить в печи, воды нагреть и всех их перемыть, вшей прожарить, потому что так же в чистый дом не пустишь. Более зажиточные — те старцев брали на зиму. А с Явдох (14 марта. — "ГПУ") они сами опять пускались в дорогу. И поговорка даже такая была: "Как латаются, то в дорогу собираются, а как вши бьют, то здесь будут".

Как человека неполноценного, который существует вне общих правил общества, попрошайку считали посредником между этим миром — живых людей — и тем — умерших предков. Вещам нищих приписывали чудодейные свойства. Чтобы не болели руки, пытались тайком подержаться за сумку попрошайки. Защитить корову от сглаза можно было, накормив ее выкупленными у попрошаек ломтями хлеба. Чтобы велись дети в семье, где они постоянно умирали, родители приглашали к новорожденному в крестные первых встречных попрошаек.

— Если у беременной женщины была угроза выкидыша, то ей советовали выпросить у нищего милостыню — 40 кусков хлеба, и съесть их. Помогало: и роды были удачные, и ребенок здоровым. Значит, что-то же в этом есть, что среди нищих есть Божьи люди, — рассказывает Лидия Полунина.

Подавая попрошайкам милостыню, просили их помолиться за выздоровление ребенка, за упокой души близкого родственника, за счастливое возвращение домой тех, кто в дороге, на армейской службе, заработках. Потому что молитву попрошайки, как посредника между человеком и Богом, считали более действенной и более полезной, чем обычного смертного. Верили, что подаяние калекам и обездоленным избавляет человека от грехов, способствует исполнению задуманного и облегчает удел после смерти: "Сколько здесь подавал, столько и в том мире получишь".

Долю для нищих в будущем урожае учитывал хозяин во время засева нивы. Первый раз, бросая горсть зерна в землю, приговаривал:

— Дай, Боже, на трудящегося и на просящого.

Или:

— Роди, Боже, на всякого долю: бедного и богатого, на вола и на мошку и для нас немножко.

Попрошайке, пойманному на краже, другие нищие "отрезали сумку"

Путешественники, которые побывали в ХVII-XVIII в. в Стране казаков, — как тогда называли Украину, отмечали, что здесь сочувственно относятся к нищим, калекам, убогим и сиротам. А было их много. Их множили волны войн и восстаний, которые постоянно проносились по Украине. Магистраты, управляющие городами, церковные общины и ремесленные цеха постоянно выделяли деньги на содержание "нищебратии". Для приюта бездомных, нищих и инвалидов строили специальные дома — "госпиталя, приюты для нищенствующей братии".

Их историю исследовал украинский историк Петр Ефименко. На страницах журнала "Киевская старина" за 1883 год писал: "В Слободской Украине, как раньше и в Украине Правобережной, госпиталь представлял своеобразную нищенскую общину, исполнителем воли которой был выборный староста".

Свои общины попрошайки образовывали по образцу ремесленных цехов. Старосту называли цехмистром, имели свою кассу и устав, друг друга называли товарищем. В цех принимали только людей с физическими изъянами и увечьем. Чтобы получить разрешение просить "Христа ради", они проходили специальное обучение у священника. Длилось оно до шести лет. Заучували наизусть прошения, псалмы и канты. Наибольшей популярностью у населения пользовались"Сиротка", "Про Правду и Кривду", "Про бедного Лазаря" и "Про Алексея — человека Божьего". Также претенденты на место в нищенском обществе твердо должны были усвоить правила нищенского быта — убирать и присматривать церковный двор, отдавать десятину на церковь, при которой существовали госпиталь и нищенское братство, жертвовать "на кружку", на свадьбу, если кто-то женился, а также непременно скидываться на больных, на похороны товарища. При несоблюдении этих норм назначали штрафы, физические наказания, которые нарушителю выносили всей общной на ежегодных сборах, приуроченных к великим церковным праздникам — на Николая, Троицу или Маковея. Позорнее всего считали кражи у товарищей. За это могли "обрезать сумку" — выгнать из общества и лишить права на сбор милостыни.

В ХІХ в. старосветские цеховые порядки пришли в упадок. Попрошайками стали заправлять "премьеры" и "премьерши" — ловкие и наглые верховодцы. Они договаривались с полицией, местной властью и церковниками, защищали калек от разбойных нападений. Но за это сдирали с них деньги. Обычно это были вполне здоровые люди, которые умели актерски изображать инвалидов.

 

Сейчас вы читаете новость «На Иоанна Милостивого нужно навестить больного». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть