Ексклюзивы
четверг, 21 ноября 2013 18:55

На Мотрю-гусятницу предсказывали, какая будет зима

 

Мотри — праздник маленький, но женщины его соблюдали, потому что Мотря помогает от женских болячек. А у кого дети болели, те постились в этот день и ничего не ели, аж пока солнце не зайдет, — рассказывала в позапрошлом году тогда 87-летняя София Николаенко, родом из чернобыльского села Толстый Лес.

Преподобную Матрону Царьгородскую, которая жила в V в., православные и греко-католики чествовали 22 ноября — на следующий день после Михаила. Родители воспитали ее набожной, часто ходила в церковь. Муж ей запрещал и даже часто бил за это. Матрона тайком ушла от него, стала черницей и 75 лет прожила монахиней. Основала монастырь в Константинополе — Царьгороде, как называли этот город славянские народы, нынешний Стамбул в Турции. За праведную и добродетельную жизнь получила дар исцелять тяжелобольных. Умерла в 492-м в 100 лет.

В народном календаре после Мотри наступает холодная половина года, поэтому до этого дня нужно было закончить сельскохозяйственные работы. Начинали заготовлять мясо домашних гусей и уток. Считали, что дальше откармливать их невыгодно, а в холодную погоду мясо не испортится. В этот день на стол готовили гуся с яблоками и гречневой кашей. По печени и костям пытались предсказать характер зимы. Белые кости предвещали зиму снежную и холодную, темные — мягкую, пестрые — неустойчивую с оттепелями, а пятно посредине печенки — сильные морозы. Такие гадания существуют у всех европейских народов и известны со времен Древнего Рима.

На Гуцульщине ворожили по отлету диких гусей на юг. Если на Мотрю-гусятницу летят низко, то вскоре будут сильные морозы. Если высоко — зима придет не скоро. Также если на Мотрин день гусь выйдет на лед, то еще долго будет плавать по воде, то есть морозы будут не скоро.

У нас так говорили: Мотря Михаилу родная сестра и приезжает за ним на белом коне. Это уже настоящая зима наступает. И до Мотри обязательно нужно было весь лен и конопли вытрепать. Потому что говорили, что дождей на другое лето не будет и все посохнет. Было так, шо вместе ходили искали по селу невытрепанные копны и за селом их жгли, чтобы дождь шел, — рассказывала София Николаенко.

После Мотрониного дня женщины ткали на станках полотно, дорожки и ковры. Для этого выбирали счастливый час и удачный день. Считали, что лучше всего делать это утром или до обеда. Основу на станок не навивали в субботу, потому что, по народному поверью, "в субботу мир засновался". Не делали этого и в понедельник, потому что тяжелый день и не годится для любых начинаний. Лучше всего начинать ткать на "старике" — убывающей луне, тогда изделие будет крепкое и долго прослужит. Если делать это на растущей луне, то основа будет непрочной, жидкой. А если на последней четверти луны — на изделие пойдет много пряжи.

Женщина все ткала сама на всю семью. Все, что было в доме, — ее рук дело. По-сегодняшнему, это как ее аттестат и характеристика вместе взятые. Бывало, им так говорили: "Если не напрядешь под дымком (при свете лучины. — "ГПУ"), не напрядешь под плетнем" (весной на солнце. — "ГПУ").

Чем покрывало тверже, плотнее, тем считается качественнее

На Гуцульщине с началом холодов начинали ткать лижныки — шерстяные покрывала.

Когда-то больше ткали зимой, потому что уже поделали все работы и больше времени. Когда моя мама была молодая, то собирались женщины на вечерницы и там чесали шерсть, пряли, делились опытом и хвастались своими узорами, — рассказывает 48-летняя Василиса Романчич из села Яворов Косовского района на Ивано-Франковщине. — А теперь делаем покрывала круглый год. У нас нет такой семьи в Яворове, где бы не было станка, где бы не делали покрывала.

Дома все ткали, и я совсем маленькой стала к станку. Не могла достать, так папа сделал стульчик, на него становилась и помогала маме.

Изготовление покрывал — робота физически тяжелая и трудоемкая. На изготовление "полуторного" уходит неделя ежедневного кропотливого труда. Василиса Романчич говорит, что умелая мастерица вытчет за день, но больше всего времени отнимает приготовление шерсти.

Сегодня в Яворове двое хозяев держат овец. Местной шерсти на всех не хватает, поэтому завозят из Закарпатья, Буковины и Молдовы. Сначала ее моют горячей водой 50–60°C, намачивают не дольше чем на 20 минут, чтобы шерсть не впитала грязную воду. Из одной овцы состиргают 3–3,5 кг шерсти. Вымытой и пригодной для прядения остается 2 кг. На покрывало 1,5х2 м нужно 4 кг чистой шерсти.

Высушивают пряди промытой шерсти на свежем воздухе и вычесывают.

У нас в селе есть электрическая чесалка. Это большое облегчение для рук, потому что вручную вычесать шерсть очень трудно, — добавляет Василиса Романчич.

Но есть мастера, которые и сегодня предпочитают пряжу, вычесанную вручную — она мягче и качественнее, изделия из нее дороже. Чивку — большой клок хорошо вычесаной шерсти натыкают на полтораметровую палку — кужевку и прядут на веретено нить. Ее сматывают в небольшие клубочки — "гужки". Покрывало изготовляют грубым ручным прядением. На основу берут тонкую нить, а нитью потолще ткут.

Когда-то, еще при моей бабке, у нас ткали покрывала или чисто белые, или чисто серые, без орнаментов. Были еще в полосы: коричневые, серые, белые. А потом начали красить шерсть и ткать с узорами. "Кривой" — посередине друг в друге ромб, квадрат и кружок,"вуставковый" — из треугольников. А где-то с 2000-х каждая мастерица имеет свои узоры, современные.

Сегодня шерсть красят анилиновыми красителями. Раньше для этого использовали растительные. Из вываренных ореховых листьев и шелухи получали коричневую краску разных оттенков, бузина давала красно-фиолетовый цвет, а кора крушины и пижмы зеленый.

Снятое со станка покрывало несут к реке и кладут в валило — специальное устройство, в котором силой воды сбивают, валяют шерсть.

У нас издавна один хозяин имел мельницу и при мельнице валило, к нему все ходили. Это там, где есть спад воды, ставили такое как корыто, и там покрывало вертится и переворачивается водой часа 4–5 зимой, а летом часа 3, потому что вода теплее. Шерсть сбивается, и покрывало становится где-то сантиметров на 60 меньше, но грубее. Чем оно тверже, плотнее, тем считается качественнее, — объясняет Василиса Романчич.

После просушки покрывало начесывают специальной щеткой, чтобы стало пушистое.

Покрывалом хорошо лечить простуду, ревматизм, болезни костей

На Гуцульщине покрывалами укрывались, застилали кровати и скамьи, украшали дом. Они были первым признаком зажиточности хозяев. Маленькое — приседлач использовали вместо конского седла. До сих пор на свадьбу здесь заведено одаривать ими молодых, сватов, близкую родню. Покрывало стелют под ноги молодым, потому что, по поверью, оно привлекает в семью благополучие и достаток.

Покрывалом хорошо лечить простуду, ревматизм, болезни костей, когда у кого отложение солей. Даже нервную систему лечат. Для этого нужно спать, завернувшись в покрывало, без простыни и пододеяльника. Это нужно привыкнуть, потому что оно кусается, но очень помогает при разных болезнях, — советует Василиса Романчич.

Покрывала стоят 250–2,5 тыс. грн — в зависимости от размера, качества шерсти и искусности изготовления.

Сегодня в Яворове шьют из покрывал безрукавки, куртки и пальто. Василиса Романчич говорит, что с ними не страшен мороз, а летом такая одежда защищает даже от 30-градусной жары.

Сейчас вы читаете новость «На Мотрю-гусятницу предсказывали, какая будет зима». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть