В конце XIX века, в мае 1894 года, Львов стал одним из первых городов на землях современной Украины улицами которого были проложены маршруты электрического трамвая. Новый вид транспорта в активно растущем городе развивался быстрыми темпами, к исходу того же 1894 года общая длина всех линий львовского трамвая по оси улиц составляла 8,3 километра.
К началу I Мировой войны трамвайная сеть Львова увеличилась в три раза: были ликвидированы или переоборудованы под электрические линии старого конного трамвая, налажено сообщение с отдалёнными от центра города районами, создана интересная , абревиатурная система обозначения маршрутов.
С 1909 года в городском магистрате активно обсуждался вопрос о новой трамвайной линии - на Высокий Замок - одно из любимейших мест отдыха львовян. Как альтернативу трамваю, вице-президентом города Эплером, впервые в империи Габсбургов, было предложено проложить тролейбусную линию. Дирекция трамвайных путей Львова была готова открыть такую линию через два месяца. Однако комиссия магистрата по энергоснабжению отклонила это предложение, и в конце мая утвердила проект строительства одноколейной трамвайной линии по маршруту: улица Руська - улица Кармелитская (Просвиты) - улица Чарнецкого (Винниченка) - улица Курковая (Лысенка) - улица Унии Люблинской (Гуцульская) - улица Театинская (Максима Кривоноса) до Триумфальных ворот на Высокий Замок. Участок по улице Руський и Кармелитской был двоколейный, а дальше линия была одноколейной с разъездами. Конечный пункт линии совпадал с началом главной аллеи Высокого Замка. Общая длина трассы составляла 1165 метров. Угол наклона маршрута колебался от 11,2 до 66,8 промилле на улице Унии Люблинской.
Регулярное движение этим маршрутом началось 7 августа 1910 года. По львовской классификации линия получила индекс "UL" (от конца улицы 29 Листопада - до Высокого Замка).
За лето 1910 года, вдоль будущого маршрута, насчитывающего пять остановок, были полностью заменены водопровод, канализация, електрокабель и газовые трубы, срублены старые деревья. Самую сложную трамвайную линию Львова принимала специальная комиссия из Вены.
Этот маршрут обслуживало шесть одинарных вагонов ходивших с интервалом в 14 минут. Постановлением львовского магистрата от 1913 года было зафиксировано, что в воскресные и праздничные дни на подъёме вверх с пассажиров будет взиматься двойная оплата - 20 геллеров за 1 класс и 14 за второй, при спуске цена оставалась прежней. Однако крутизна подъёма всё же привела к трагедии. 10 октября 1913 года на этой линии произошла первая трамвайная катастрофа во Львове: в вагоне сорвался тормоз и он помчался вниз по улице Курковой (Лысенка). Не обошлось без человеческих жертв.
Двенадцатым ("12") маршрут стал называться после возобновления движения по этой линии после войны - с 1 мая 1949 года "Центр - Высокий Замок". С 1951 года "Улица Суворова (Сахарова) - Высокий Замок". В конце 1969 года маршрут сократили до нынешней улицы Винниченка.
Он стал просто домашним, поскольку тут собирались жители нескольких улиц: Кривоноса, Довбуша, Верховинской, Гуцульской. Жители этих небольших улочек знали друг друга в лицо. Любезно приподнимали шляпы при встрече мужчины, слегка кивали в ответ женщины. Трамвай двигался медленно, пассажиры заходили на ходу. "Двенадцатка", как её называли, в силу сложного рельефа ездила одним вагоном и первой в городе начала работать без кондуктора. Но в те дни, когда "двенадцатка" обслуживала только "своих" - в будни, дождливые или холодные дни, коли "чужие" не едут гулять на Высокий Замок, вогоновожатый не напоминал о необходимости покупки билета …
По причине изношенности и снятия с линий всех старых вагонов серии "100" в 1970-1972 годах, а также из-за невозможности эксплуатации новых немецких вагонов на сложных участках, руководство львовского трамвая было вынуждено закрыть маршрут № 12 на Высокий Замок в марте 1970 года. Вместе с "двенадцаткой" у жителей этого района исчезло что-то родное и близкое. Сегодня ни один общественный транспорт во Львове не ходит на Высокий Замок.
Комментарии
1