




Первый сатирический журнал, высмеивающий, помимо прочего, новомодные веяния, издавал в Москве Иван Крылов с 1789 по 1790 год. Всего вышло восемь номеров. Крылов публиковал злободневные фельетоны, анекдоты, новеллы, стихи, рассказы и философские статьи. Известно, что половина писем представляет собой перевод сочинений французского просветителя Ж. Б. д'Аржана. Именно Крылов ввел в модные журналы прием описания щегольского мира, когда героями диалогов выступают вещи — шляпки, чепчики и косынки.
Первый сатирический модный журнал Николая Страхова выходил в 1790–1792 годах в Москве, всего вышло девять книжек. Журнал построен как собрание писем из разных городов и уездов, которые в шутливом тоне описывают местные модные нововведения. Автор высмеивает слепое следование моде: персонажи Страхова слишком ревностно следят за ее веяниями, отчего их жизнь превращается в театр абсурда.
Главный литературный журнал конца XVIII века издавался Николаем Михайловичем Карамзиным в Москве в 1791–1792 годах. Журнал печатал оригинальные русские и переводные европейские тексты. Главным его нововведением был театральный отдел, где Карамзин лично рецензировал новые постановки и игру актеров.
Первый журнал на русском языке о моде состоял из переводов европейских модных изданий The Lady's Magazine, Journal des Luxus und der Moden и других. Выходил в Москве в 1791 году. Если раньше модные наряды можно было посмотреть только на манекенах, которые перевозились из страны в страну и выставлялись в модных лавках, то теперь читатель получал не только цветные иллюстрации разодетых дам и кавалеров, но и изображения отдельных деталей гардероба, а также чертежи колясок, рисунки модной мебели. Примечательно, что и европейские модные обзоры не обходились без элементов сатиры, которую Крылов и Страхов сделали литературным приемом для своих журналов.
Первый литературный журнал для женщин (посвящение гласит: "Прекрасному полу усерднейше посвящают издатели") издавался сначала в Петербурге, а затем (с 1779 года) Новиковым в Москве. Всего вышло двенадцать книжек. Журнал сочетал развлекательное направление — литературные тексты для "легкого чтения" — с воспитательной функцией: помимо любовно-идиллической лирики там печатались и наставительные притчи Сумарокова, и нравоучительная "Повесть о Евгении, или Торжество добродетели над честолюбием".
Комментарии