среда, 15 апреля 2020 11:06

"Он будет работать везде": как открывали первый McDonalds

65 лет назад,15 апреля 1955 года, в США открылся первый ресторан McDonalds. На сегодняшний день это крупнейшая сеть закусочных. Сейчас империя McDonalds состоит из 32 тыс. ресторанов, через его кассы ежедневно проходят около 47 млн посетителей.

Однажды коммивояжер Рэй Крок получил необычный заказ: маленький придорожный ресторанчик в Сан-Бернардино заказал сразу десять его мультимиксеров.

"Что они там с ними делают?" — спросил он знакомого.

"Зарабатывают," — ответил тот.

Крок сел за руль и поехал в Калифорнию.

Сан-Бернардино оказался маленьким рабочим городком, а придорожный ресторанчик – собственностью братьев Мака и Дика Макдональдов, придумавших систему скоростного обслуживания, которая до сих пор действует во всех ресторанах McDonalds.

Там Крок увидел металлические прилавки, к которым клиенты подходили сами и сами делали заказ. Он увидел огромный автоматизированный конвейер, где жарились центнеры картошки и сбивались сотни молочных коктейлей. Он увидел небывало маленькое меню – всего девять наименований – и бумажную посуду, которую не нужно было мыть. И очень низкие цены: во всех фастфудах гамбургер стоил около 30 центов, Макдональды продавали его за 15.

Когда Крок увидел быстро двигающуюся очередь посетителей, покупающих целые пакеты бургеров и картошки, ему пришла в голову одна-единственная мысль: "Такая система будет работать везде. Везде!"

К середине пятидесятых годов ресторан приносил братьям Макдональдам ежегодный доход в $350 тыс. Объем продаж с каждым годом увеличивался. В часы пик обычным делом было увидеть толпу из 150 посетителей около крохотной стойки, где продавались гамбургеры.

Крок предложил братьям расширить бизнес путем продажи франшиз (договор с компанией-владельцем об использовании известного бренда на оговоренных с ней условиях) и открыть сеть ресторанов. 2 марта 1955 года Крок основал новую франчайзинговую компанию под названием McDonald's System, Inc. 15 апреля 1955 года его ресторан McDonald's открылся в городе Дез-Пленз, штат Иллинойс.

Вскоре после того, как открылся их новый ресторан, стало понятно, что это именно то, чего хотели американцы. Название ресторана быстро распространилось среди водителей, а его облицованное красно-белой плиткой здание с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало привлекать все больше и больше посетителей.

Но Крок понимал, что для дальнейшего роста ему необходимо выкупить дело у братьев Макдональдов, чтобы снять договорные ограничения, в соответствии с которыми он работал. Несмотря на успешную работу ресторанов, чистая прибыль компании Крока составила в 1960 году всего $77 тыс., а долгосрочные долги – $5,7 млн. Братья запросили $2,7 млн наличными, из которых $700 тыс. долларов уходили на налоги и каждому из них оставалось по миллиону. В 1961 году Кроку удалось получить заем под недвижимость компании. И хотя на выплату займа у него ушло 14 млн долларов, он купил возможность контролировать свою растущую систему.

Рэй Крок не придумал франчайзинга, он его усовершенствовал. Он хотел, чтобы национальная сеть McDonald's приносила долгосрочную прибыль и не срамила свой бренд. Он решительно отказался от быстрой прибыли, которую приносила продажа лицензий на целые территории. Крок продавал франшизы на строительство только одного ресторана McDonald's. Впоследствии, если ресторатор доказывал свое соответствие высоким стандартам McDonald's, Крок мог доверить ему строительство еще одного ресторана. Крок также не хотел наживаться на рестораторах, продавая им оборудование и продовольствие. Однако все, что они закупали, должно было строго соответствовать стандартам McDonald's — от количества касс до среднего размера картофелин. И впервые во франчайзинге он поставил свою прибыль в зависимость от прибыли ресторатора.

К Кроку чередой пошли такие же оптимисты-неудачники, каким был он сам. Это были маленькие люди с маленькими деньгами и страстью к работе. Новый McDonald's требовал инвестиций от 17 до 30 тыс. и окупался буквально за полгода. Ради этого люди готовы были выполнять все указания Крока, дни и ночи проводить в своем ресторане, доводя до совершенства стиль McDonald's. Про Крока говорят, что он заселил Америку миллионерами. Из этих новых миллионеров и возникла его империя. Этим людям он продавал не просто малый бизнес. Он продавал им успех.

Формулой успеха McDonald's стали: товарооборот, количество ресторанов, количество проданных гамбургеров и установление таких стандартов качества, культуры обслуживания, чистоты и доступности, какие были не известны ранее в индустрии быстрого обслуживания.

К 1963 году McDonald's продавал 1 млн гамбургеров в день. Миллиардный гамбургер Рей Крок продал ведущему Арту Линклеттеру во время телевизионного шоу. В июле 1966 года McDonald's появился в списках Нью-йоркской биржи, что являлось достижением для сети ресторанов, торгующих гамбургерами. В 1967 году цена гамбургера в McDonald's поднялась с 15 до 18 центов, это было первое повышение с тех пор, как браться Макдоналды установили цену в 15 центов два десятилетия назад. А на следующий год тысячный ресторан открылся в Дез-Плензе, штат Иллинойс, недалеко от первого ресторана Крока.

Индекс БигМака издание The Economist рассчитывает с 1986 года на основе цены гамбургера в разных странах мира, чтобы определить, насколько валюта страны недооценена (или переоценена) по отношению к доллару США. За основу берется стоимость бигмака в Америке и считается, что в национальной валюте любой страны он в пересчете на доллары должен стоить столько же. Если стоит больше – валюта переоценена по отношению к доллару, меньше – недооценена.

Сейчас вы читаете новость «"Он будет работать везде": как открывали первый McDonalds». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть