Самое большое пассажирское судно мира "Титаник" утонул во время своего первого рейса 14 апреля 1912-го. Он столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане. Погибло 1517 человек.
Он плыл с английского Саутгемптона в Нью-Йорк. Отправился 10 апреля 1912 года. Еще в порту чуть не произошла авария. "Титаник" так быстро начал выходить из гавани, поднял большую волну, и от нее оборвались тросы другого американского корабля, стоявшего на привязи. Он чуть не столкнулся с Титаником. Только благодаря своевременным командам и решительным действиям капитана "Титаника" Эдварда Смита удалось предотвратить аварию.
В воскресенье 14 апреля судно получило несколько сообщений о айсбергах у побережья Северной Америки. Многие из них были гораздо южнее обычного, как раз на пути транспортных сетей. Капитан Смит изменил курс Титаника отклонив его на 16 километров южнее обычного маршрута. Еще одна более конкретная телеграмма поступила от немецкого судна "Америка", где сообщалось о двух больших айсберги значительно южнее обычного. Однако эта телеграмма так и не попала на капитанский мостик. Радисты были заняты ремонтом передатчика и не передали телеграмму. "Титаник" продолжил двигаться вперед на большой скорости - 41,6 км/ч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Строят копию "Титаника"
В 23.40 одном из матросов удалось разглядеть большой айсберг раз по курсу корабля. Он быстро ударил в колокол и позвонил на капитанский мостик. Машинном отделении подали команду остановить двигатель и перевести вращения винтов в обратном направлении, штурвал был возвращен влево до упора. Несмотря на это, кораблю не хватило расстояния для полного поворота, чтобы обойти айсберг, и он пробил обшивку вдоль борта. Началось затопление трюма.
Хотя помощник капитана и закрыл автоматические люки между отсеками, повреждения вдоль целого борту повлекло затопление сразу шестерых отсеков.
От незначительного толчка не проснулся почти никто, кроме нескольких пассажиров и капитана Смита. В ближайшее кораблем, готовым прийти на помощь, было судно "Карпатия". Но оно могло добраться до места аварии только по 4.00. Капитан Смит приказал начать эвакуацию пассажиров и спустить спасательные шлюпки на воду.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В пассажирский теплоход на Черном море запустили торпеду
После полуночи пассажиры первого класса начали собираться на палубе и располагаться в шлюпках. Команда корабля не была достаточно обучена этой процедуре и много шлюпок наполнялись только чуть больше, чем на половину. Первую лодку, рассчитанную на 65 человек, был спущен только с 27 пассажирами. Это упущение команды стоил жизни около 500 людям, которые могли бы спастись на свободных местах.
Некоторые офицеры позже объяснили это опасениями, что шлюпки могли не выдержать нагрузки во время спуска на воду. Одно из неписаных правил требовало, чтобы женщины и дети имели шанс на спасение первыми - и команда в целом придерживалась этого правила.
Среди погибших был капитан Смит, главный инженер Эндрюс. С 56 миллионеров первого класса только нескольким удалось спастись - остальные либо не смогли, либо решили закончить свою жизнь "с честью".
Корабль "Британик", близнец "Титаника", затонул 21 ноября 1916 года в Средиземном море за 55 мин. Он подорвался на немецких минах.
На ирландской верфи "Харланд энд Вольф" в 1910 году был спущен "Олимпик" и "Титаник", а в 1914 году - "Британик". Его особенность - кроме традиционных шлюпок вдоль бортов на "Британику" установили 8 пар специальных кранов, которые несли дополнительных 48 спасательных шлюпок. 23 декабря 1915 года лайнер отправился в свое первое плавание. В следующем году "Британик" перевозил раненых английских солдат. В день катастрофы плыл с Неаполя и достиг греческого острова Кеа. В 8.12 утра прогремел мощный взрыв. За ним еще мощнее. Он разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал сразу выбежали из столовой.
Комментарии