Власти Киева уже несколько раз анонсировали запуск единого электронного билета на весь общественный транспорт столицы. При этом каждый раз откладывает день запуска по разным причинам.
Почему город не может ввести долгожданный е-билет и когда киевляне все же дождутся нововведения, Gazeta.ua рассказал эксперт по транспортному моделированию Дмитрий Беспалов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киев меняет условия проезда некоторых льготных категорий граждан
Внедрение электронного билета откладывают не впервые. Это неготовность к запуску или действительно возникают объективные причины переноса?
Предыдущие переносы были технического характера. Систему должны были доработать, расширить для метрополитена. На этот раз все тормозит закон для льготников. Это уже работа правительства, а не столицы. Но это не проблема, которая появилась только сейчас. Об этом можно было подумать раньше. Плохо, что в свое время мы потеряли возможность ввести билет как инвестпроект. Корейская государственная компания могла поставить нам один из лучших электронных билетов в мире. И это бы давно уже работало. Система была полностью готова и в случае откладывания и сбоев было бы с кого спросить. Но мы захотели создать свою.
Е-билет - это плюс или минус для транспортной отрасли города?
То, что нет такой системы сейчас, это большая проблема. У е-билета много функций. Это удешевление процесса сбора денег, это большое количество данных для оптимизации маршрутов и выпуска транспорта. Это вообще другая философия оплаты. В Европе многие города создают специальную электронную проездную карту. Ее стоимость значительно дешевле, чем разовая поездка. Таким образом власть управляет городской мобильностью, побуждает людей пользоваться общественным транспортом, а не частными авто. Также это страхует от непрозрачной наличности.
Е-билет будет действовать только в коммунальном транспорте. А как контролировать поток денег в частных маршрутках?
Как только город запускает систему электронного билета, частные операторы должны к ней присоединиться. Это прописано в договорах. Но в реальности этого не произойдет. Тогда стоит инвестировать около 2 тысяч евро за каждое транспортное средство и еще 5% за каждый платеж. То есть бизнесмен должен заплатить кучу денег, чтобы собирать на 5% меньше денег из тех транзакций, которые будут оплачены е-билетом. И совсем не урегулирован вопрос, каким образом к перевозчику будут поступать эти деньги и по налогообложению также есть вопросы. В этом плане новый билет не является полноценной системой, которая решит все системные проблемы транспортной отрасли. А для того, чтобы это все-таки произошло, надо изменить модель сотрудничества с частными перевозчиками. Надо перейти на оплату их транспортной работы. И они КГГА уже во второй раз открыто просят, чтобы город им платил за километр пробега, а не сами водители собирали за проезд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Запустили безналичный проезд во всем общественном транспорте
Останутся ли в общественном транспорте кондукторы?
Система электронного билета не требует кондукторов, которые продают за наличные бумажные билеты. Возможно, они нужны будут на начальном этапе внедрения, чтобы разъяснять, как пользоваться новой схемой. Поэтому кондуктор какое-то время пробудет с нами в качестве консультанта. Но их не станет. Однако потребуются контролеры, которые периодически будут следить, все ли люди с билетами. Кстати, в Европе это не очень контролируют, шансы попасться мизерные. Но если уже поймали, то штраф придется заплатить огромный. Понятно, что и у нас контролеров нужно значительно меньше, чем кондукторов.
Во сколько Киеву обойдется введение полноценного е-билета?
Зная обо всех дополнительных расходах, столица скорее всего уже заплатила более миллиарда гривен. И заплатит еще столько же, потому что техническая система не работала в полной мере. Когда ее запустят, не справится со всеми нагрузками. Очевидно потребует новых каких-то технических корректировок и инвестиций. Их будут брать из налогов, которые мы платим. Опять же, если бы воспользовались услугами корейцев, то они бы просто распаковали готовую систему. Мы бы платили только 6% со всех транзакций за то, чтобы ее полностью получить себе на баланс. Но мы решили потратить кучу денег на свою систему, с которой еще будет много проблем. К примеру, сбой в метро, когда не открывались турникеты. После местных выборов мы еще получим не одну такую ситуацию.
Когда, по вашим прогнозам, билет появится в городе?
Думаю, до конца года его таки запустят. Но трудно сказать, потому что нужно смотреть, как пройдут выборы. Отсрочка билета будет иметь плохие последствия. Это означает, что власть недорабатывает, город не развивается, а стоит на месте или вообще деградирует. Интересно и то, что параллельно по внедрению е-билета в Киеве, государственное учреждение "Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности" разрабатывают свой единый е-билет на все виды транспорта вообще в стране. Там можно будет оплатить проезд и в поезде, и в автобусе. Возможно, что они вообще догонят столицу и запустят свою альтернативу в смартфоне. И это логично. Если государство поместило в телефон паспорта, то почему так нельзя сделать с единым проездным на весь транспорт.
Введение единого электронного билета на проезд в столичном городском общественном транспорте могут отсрочить до 1 января 2021 года. Таким образом КГГА хочет дать возможность правительству разработать изменения в законодательстве о предоставлении льгот на проезд.
Комментарии