Один из крупнейших христианских праздников, который празднуется на 50-й день от Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвящен прославлению Святой Троицы.В Православной церкви - большое двунадесятое свято. На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С XIV ст. праздником Троицы в Католической Церкви стало называться воскресенье после Пятидесятницы.
С принятием христианства Зеленые праздники начали называться Троицей, которая отмечалась на 50-й день после Пасхи и совпадала с Зеленым воскресеньем. Однако на протяжении многих веков традиционно оставалась давняя народная ритуально-обрядовая составляющая Зеленых праздников.
Накануне Зеленого воскресенья, в субботу, что называлась клечаной, хату, двор и хозяйственные здания украшали клечанием - зелеными ветками деревьев. Ветки втыкали в крышу, на воротах, возле окон, за иконы. Пол в хате стелили душистыми травами: осокой, любистком, мятой, пижмою, цветами, аиром.
Как все другие праздники наших пращуров, Зеленые праздники базировались на хлебопашеских традициях солнечного цикла. Но кроме культа Солнца и культа умерших предков, в основе Зеленых праздников лежал культ дерева и цветов. Возможно, тысячелетняя традиция украшать жилье на Зеленые праздники зелеными ветками и была связана с давним культом и праздником деревьев.
До последнего столетия в Украине отдельные деревья выделялись среди других особенным почетом к ним. Это дуб, ясень, явор, тополь, береза, липа. В отдельных местностях даже нельзя было ломать ветки с дуба на клечание.
Культ дерева и леса ярко отражался в подготовке к Зеленым праздникам. После клечания в лес ехал старший в семье (в давние времена, конечно, старший рода). Ветки забирали в дом, на загоны, конюшни, хлева, несли в кладовые, риги, на пасеку.
По мнению наших пращуров, в деревьях поселялись души родных - умерших дедов-прадедов. Дед-Ладо - добрый дух предков - опекунов рода - вместе с ветками-клечанием приходил в дом.
На Зеленые праздники, как и после Пасхи, навещали умерших родственников, осыпая их могилы зеленью. На кладбище устраивали панихиды и общие поминальные трапезы. Эта традиция местами сохранилась до наших дней.
Комментарии