С 1991 года в Украине начали появляться доселе неизвестные специалисты. Gazeta.ua составила рейтинг самых популярных и наиболее оплачиваемых профессий, которыми зарабатывали украинцы.
1. "Челноки" - люди из приграничных городов с сигаретами марок "Прима" без фильтра и L&M ходили в Польшу. Носили водку "Львовская" и "Пшеничная". Также зарабатывали на обмене валют. Полякам продавали фасоль, грецкие орехи, кроличьи шкурки. Торговали электроприборами, музыкальными инструментами. Оттуда привозили одежду и обувь турецкого производства, жвачки, конфеты, йогурты.
"Открыто несла с собой 5 пачек сигарет и литровую бутылку водки. Остальным, 2-3 блоками сигарет - обвязывала живот. Чтобы держались, обматывала скотчем. Хорошо, когда на смене на таможне были мужчины. Они детально не обыскивали. Одну работницу называли "стерва". Она заводила в туалет, раздевала до белья", - вспоминает львовянка Ирина Кунец. В 1990-х была "челноком".
2. Контрабандисты незаконно перевозили через границу сигареты, водку, наркотики, лекарства, нелегалов. Этой специальности лучше овладели закарпатцы.
"В больницу, где работал папа хирургом, попал румын. Говорил, что имеет сеть аптек, может помочь с лекарствами. Но проблема - перевезти их через границу. Отец договорился со знакомым пограничником, что будет пропускать. Платил ему 10 процентов от прибыли. В Румынии лекарства были втрое дешевле. Папа их продавал пациентам по цене, которую сам устанавливал. Медикаментов в Украине не было - люди не имели с чем сравнить цену. Лучше зарабатывал на наркотических препаратах, которые прописывают безнадежно больным с онкологией", - рассказывает Василий из райцентра Тячев Закарпатской области.
3. В рэкетеры шли в основном выпускники институтов физкультуры.
"Нас тренировали в большом спортивном зале. Всем выдавали одинаковые спортивные костюмы и кроссовки. Промывали мозги: мы - робингуды, которые должны забирать у богатых и отдавать бедным. Отмечали, что в нашем деле нет родственников и друзей. Меня приставили лохотронщиков у рынка оберегать. Они с талончиками стояли, клиентов заманивали. Бывало, что старики целую пенсию оставляли. Все надеялись, что вытянут счастливый билет и будет им богатство. Такого билета не было. Когда начинали причитать, привлекать к себе внимание - должен был их выгнать. Тогда взялся долги выбивать. Одного так избили - не знаю, жив ли остался", - признается тернополянин Максим Иванович.
4. С 1991 года на рынках появляются менялы, которые подпольно обменивают валюту.
"В первые дни работы на рынке жене не признавался, куда хожу. Боялся, что он, учительница, меня не поймет. За первые деньги накупил продуктов - пришлось признаться, откуда они. Оля не скандалила. Хотя очень переживала, чтобы меня не посадили в тюрьму. В первый рабочий день познакомился с 2-метровым человеком. Это была "крыша", с которой в конце недели делился прибылью", - говорит львовянин Андрей.
5. После распада Советского Союза появляются бизнесмены.
"С кумом создали кооператив. Тогда в моде были "Жигули". Начали производить к ним передние крылья. Так заработали свой первый капитал. За те деньги прикупили кирпичный заводик, лавочку. Присмотрелись к участку, где сейчас рынок. Там был пустырь, заросший кустарниками. За него тогда никто бы и копейки не дал. На этом болоте сделали автостоянку. Потом рынок. Когда начали развиваться, со всех сторон посыпались обвинения. Чиновники горсовета кричали, что участок захватили самовольно. Начали требовать взятку. Не понимал, за что должен платить налево, когда в бюджет плачу налоги", - рассказывает Петр Писарчук, владелец одного из крупнейших торгово-развлекательных центров во Львове "Пивденный".
6. В Украине насчитывают 70-80 тыс. программистов. Первые IT-шники начали появляться в 1995 году. Выпускники Киевского политехнического института основали компанию "Софтлайн", которая занималась разработкой программного обеспечения. Сейчас программисты считаются специалистами с высокими зарплатами. За 2-3 года работы в ІТ-компании могут приобрести жилье. Часть из них работают в иностранных компаниях на территории Украины. Некоторые создают программы дома, продают за границу.
7. Сравнительно недавно появились имиджмейкеры. Такие специалисты разрабатывают для клиента образ: подбирают прическу, макияж, одежду, аксессуары. Это должно помочь человеку добиться успеха. Чаще всего заказчиками выступают политики, актеры. В PR-агентствах имиджмейкеры занимаются продвижением кандидата на выборах. Почетная должность для имиджмейкера - имидж-аналитик. Он руководит группой специалистов, которые обслуживают клиента. Выявляют и анализируют факты успеха и неудачи образа.
Комментарии