В 10:00 15 октября возле от входа в Музей науки в столичном просп. Глушкова стоит десяток машин и два микроавтобуса. На этом транспорте приехали посетители. Все приобрели билеты через интернет. Живой очереди в заведение нет. Действует карантинное ограничение - пускают не более 100 человек за раз.
Музей открыли 3 октября. Его создавала Малая академия наук Украины совместно с агентством Gres Todorchuk при поддержке Минобразования и Нацакадемии наук.
В заведении разместили более 120 интерактивных экспонатов и инсталляций. Все должны заинтересовать детей к исследованию окружающей среды. Помещение музея разместили в одном из павильонов столичного ВДНХ. Его построили в 1960-х годах для проведения научных выставок.
Перед рецепцией музея работает голограмма президента Владимира Зеленского. Напротив - большие "стулья катушки". На них качаются ребята дошкольного возраста.
В зале чувствуется свежий воздух и слышно детский гам с системным низким стуком, похожим на барабан.
Под потолком надпись "То, что мы знаем, - капля. Чего не знаем - океан. Исаак Ньютон". По центру - манеж с желтых пластиковых труб. По нему кругом ездят дети на велосипедах с квадратными колесами. Их привезли из американского музея математики в Нью-Йорке. Таких трициклов в мире - четыре.
- Выдерживают до 120 килограммов. Можно ездить и взрослым, - говорит сотрудник музея Андрей в оранжевом поло. На спине у него надпись: "интерпретатор". - Этим экспонатом демонстрируем, что передвигаться можно на колесах любой формы. Почти в каждой из них можно математически вычислить поверхность.
Вокруг около 5-6 десятков человек, все в масках. Большая часть детей. Две девочки лет 10 бегут одна за другой с кусками вязкой пены в руках и смотрят на нее. Ненароком врезаются в женщину лет 30. Она как раз делала селфи на фоне манежа с велосипедами. Она прижимает смартфон к себе и пропускает девочек с пеной к велосипедам.
- Я тоже интерпретатор. Нас здесь три десятка. Объясняем посетителям об идее инсталляций и то, как они работают, - говорит 30-летняя Ольга Макаренко. Подходит к нам и ведет к экспонатам. - Сейчас большой ажиотаж вокруг нашего музея. Билеты проданы до воскресенья. Их можно приобрести только через интернет. И пропускная способность у нас пока ограничена из-за эпидемиологической опасности.
Мимо Ольгу пробегает парень лет 7. Останавливается и смотрит вверх. Под стеклянным потолком два десятка трехметровых маятников с пулями внизу беззвучно ударяются друг о друга при движении и образуют змейку.
- Вам повезло. Только зашли - и такое увидели. Подобное бывает раз в час, - говорит руководитель образовательных программ 28-летняя Мария Дуброва. Подходит ближе. - Я - филолог по образованию. Как начала работать в музее, иначе стала воспринимать действительность. Даже в магазине смотрю на материалы и структуру всего покупаю.
Всего в залах музея крупнейшими являются выставки "Великие изобретения", "Человек", "Акустика" и "Оптика". Их разработали специально для "Музея науки" в польской компании Strong Interactions, которое работала над созданием Центра науки "Коперник" в Варшаве.
Идем залом за Марией. Проходим мимо большого стеклянного прямоугольника размером с кабину лифта. Внутри - маятник с черным большим наконечником из твердого материала. Девочка лет 12 тянет снаружи за рычаг - и маятник с разгона стучит в стекло. Девушка вздрагивает. Стекло остается целым. Вверху кабины - табло с цифрой 577 913.
- это количество ударов. Стекло - бронированное. Но больше 600 000 ударов не выдержит и разобьется. Тот, кто спровоцирует этот роковой удар, получит год бесплатного посещения нашего музея, - говорит Мария. Ведет в другой конец зала.
Там стоит стеклянный резервуар с черной жидкостью. Когда под него преподносят магнит с соответствующим полюсом, жидкость становится похожей на ежа. Если другим полюсом - притягивается.
- Это изобретение ученых "Наса". Магнитную жидкость изобрели, чтобы заправлять в космосе корабли, - говорит работница музея. - Поскольку там нет силы притяжения, жидкость нельзя перелить. Поэтому придумали вот такой выход. Сначала магнитом горючее перекачивают в бак. Затем активизируют магнит в двигателе и закачивают туда.
Неподалеку стоит ксилофон. На нем играет мальчик в свитере с рисунком героя мультфильма "Щенячий патруль", на лице - детская маска с грузовиком. В руках - небольшой пикап серии "Хотвилс".
- Сын Ивану 5 лет. Как увидела в "фейсбуке", взяла подругу с ее ребенком и приехали. Сына очень интересуют различные эксперименты и исследования. Мы уже с ним выращивали кристаллы дома, я купила для него набор юного химика, - говорит мама мальчика 29-летняя Олеся Степаненко. - Мы здесь не все обошли, но заметила немало интересного и для себя. Можно узнать о природе различных материалов.
Поднимаемся на второй этаж. Половина этажа посвящена звукам. Их здесь можно увидеть, почувствовать и создать. Около трех высоких колб с жидкостью установлены микрофоны. Посетитель с бородой и фотоапаром в зеленой куртке напевает в один из них и жидкость едва движется. Делает голос более грубым - жидкость поднимается выше.
Далее разместили трубки из разного материала. Есть карбон, бамбук, поликарбонат, карбон, сталь, алюминий. В зависимости от удара по материалу - идет разная звуковая волна и звонкость звука.
Чуть дальше горизонтально и вертикально размещены два десятка динамиков. Посетители должны узнать с какого именно идет звук и нажать соответствующую кнопку.
- Почти никто не угадывает. Ведь у людей, в отличие от животных, уши не возвращаются, поэтому очень сложно определить источник звука, - говорит Мария. Подводит к желтым коробок с отверстиями для головы. На каждом написано имя и фамилия украинских ученых. Есть Иван Пулюй, Даниил Заболотный, Александр Смакула, Валентина Радзимовська. Люди засовывают туда головы и слушают аудиозапись о деятельности ученых.
На другой стороне второго этажа разместили важные изобретения человечества. Есть иллюстрация системы электронных платежей с интерактивной картой мира. Можно передать ложные деньги в любой город мира. Напротив - ключ для общения с помощью Азбуки Морзе.
- Здесь можно проверить правила механики, - работница музея подводит к экспозиции с тремя 2-килограммовыми мешками, подвешенном за веревки с помощью блоков с колесиками. - Потяните каждый - и увидите, как блоки облегчают этот процесс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прыжки на мотоциклах и бешеная скорость - произошли зрелищные гонки
На стене размещены в ряд нос почти в человеческий рост, рот, ухо и глаз. Нос дышит. В ухо можно что-то сказать и прибор сбоку покажет сколько децибел звука голос. В глаза с помощью регулятора можно изменять цвет зрачка.
- Тонкий кишечник должен быть внизу живота, - говорит Мария. Подсказывает ребятам на вид 4-5 класса куда разместить орган внутри макета. Они последовательно кладут пластиковый желудок, сердце, мочевой пузырь. В голову устанавливают мозг. - Манекена называем Робертом. В нем все реалистичных форм и размеров. Каждый может увидеть, как устроен организм человека.
Кроме этого, на втором этаже разместили комнату, похожее на планетарий, пушку, стреляющую воздухом и многое другое.
Комментарии