"Я умру в Москве, так и не увидев Украины. Перед смертью попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моих вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве где-то над Днепром на горе", - завещал в 1945 году в своем дневнике известный на весь мир украинский режиссер Александр Довженко. 25 ноября 1956-го года инфаркт остановил жизнь талантливого человека. Довженко умер на своей даче в подмосковном Переделкино, за день до начала съемок нового фильма "Поэма о море". Через неделю режиссер должен был ехать в Париж для почтения своего творчества.
Украинца Александра Довженко советская власть не расстреляла и не сгноила в лагерях. С ним поступили хуже - ему запретили возвращаться на родину.
"Уже не надо ничего - ни киностудии, ни работы, помогите только переехать в Украину. Большая квартира мне не нужна. Только надо, чтобы с одной хотя бы окна можно было смотреть вдаль. Чтобы было видно Днепр, и Десну где-то под горизонтом, и родные черниговские земли, что так настойчиво начали появляться мне во сне", - писал Довженко незадолго до смерти в президиум Совета писателей Украины. Ответа не было.
Похоронили Довженко на Новодевичьем кладбище в Москве за государственный счет: на его счету в Сбербанке было всего 32 рубля. Покойный лежал в гробу старом костюме. В память о родной стране на похороны друзья привезли сноп ржи и яблоки, а в могилу бросили кусочек украинской земли. Все предложения к власти о перезахоронении Александра Довженко игнорируются до сих пор.
Александр Довженко вырос в бедной крестьянской семье на хуторе Вьюнище в пределах пгт Сосница на Черниговщине. "Плач и похороны" сопровождали все детство Довженко - с 13 братьев и сестер 12 умерли. Это не помешало ему получить образование: парня интересовало все вокруг - национальный быт, старинные легенды, история, родной язык. Он бесконечно любил и восхищался украинской природой. Много читал в институте втайне от педагогов, которые, по его словам, запрещали не только читать, но и общаться на украинском языке, пишет 24tv.ua
Во время Первой мировой войны присоединился к украинскому освободительному движению и боролся за суверенную и независимую Украинскую державу.
Не пустили меня в Киев, я украинский изгой. Наказание, которое мне придумали большие люди в малости своей, более жестоко за расстрел. Я хочу писать среди своего народа
Профессиональную карьеру начинал с учительства в Житомире. В Харькове работал карикатуристом в газетах, впоследствии стал довольно известным художником, интересовался театром. Уже в Одессе заявил о себе как о гениальном писателе и режиссере. Довженко открыл новый жанр - киноповесть.
Каждую свою работу Александру Довженко приходилось переделывать по несколько раз, чтобы угодить советской цензуре. Сексоты, которые всегда были где-то рядом, сообщали спецслужбам почти о каждом шаге режиссера. Так, например, в рассекреченных документах говорится: "Во сне он часто разговаривает на украинском". На Довженко также была составлена справка, где отмечалось, что он "сторонник националистического, украинофильского движения". На упреки он отвечал так: "У нас кто любит свой народ, тот и националист. Ну и пусть: я должен делать то, что могу".
Я считаю себя человеком здоровым и хотел делать здоровые фильмы для здоровых людей
Считается, что Довженко был приближен к Сталину, поэтому он и решил поехать работать на "Мосфильм". В своей автобиографии Александр Петрович написал большую благодарность генсеку: "Я убежден, что товарищ Сталин спас мне жизнь. Если бы я не обратился к нему вовремя, я, безусловно, погиб бы как художник и гражданин ... каждое воспоминание мой об этом великом благородном человеке наполняет меня чувством глубокой сыновней благодарности и уважения к нему".
Товарищ мой Сталин, если бы Вы были даже богом, я и тогда не поверил бы Вам, что я националист, которого надо пятнать и держать в черном теле
Произведение "Украина в огне" не полюбил именно Сталин: запретил и повесть, и возвращение режиссера на родину. На заседаниях Политбюро ЦК, генсек осуждал "Украину в огне", назвал ее националистической и классово враждебной. Однако в произведении нет ни слова о товарище Сталине.
В своем дневнике Александр Довженко много писал о своих моральных страданиях и притеснениях, которые пришлось пережить за эту повесть. "Украина в огне", где правдиво изображается судьба страны, поскольку именно на украинских полях происходили первые и самые отъявленные битвы.
Киноповесть "Украина в огне", изображающую трагедии украинского народа в годы Второй Мировой , Довженко написал еще в 1943 году, в разгар войны, а впервые ее напечатали через 23 года, когда автора уже не было на этом свете
Вершиной карьеры режиссера стал фильм "Земля". Она сорвал аншлаг на экранах в Нидерландах, Бельгии, Греции, Аргентине, Мексике, Канаде, США. Мировые кинематографисты внесли фильм в сотню лучших кинопроизведений. А после международного референдума в Брюсселе украинский фильм добавили в перечень 12-ти лучших фильмов всемирной истории кино. Есть свидетельства, что Чарли Чаплин высоко ценил творчество украинского режиссера и в одной из своих речей сказал, что "славянство пока дало миру кинематографии одного создателя - мыслителя и поэта, Александра Довженко".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Советский фантаст с несоветским мышлением стал классиком мировой литературы
Однако, на родине "Землю" не оценили. После ее выхода советская власть продолжила травить Довженко. Его обвинили в "защите кулаков и ностальгии по прошлому", а фильм - запретили.
Первым цветным и одновременно последним фильмом для режиссера был "Мичурин", который экранизировали в 1949 году. Эта лента изобразила самобытное одиночество человека, который ищет истину, которая хочет достичь осуществления цели.
Фильм всегда и неизбежно был хуже, чем я представлял его и создавал. И это было одним из несчастий моей жизни. Я был мучеником результатов своего творчества. Я ни разу не испытывал наслаждения, даже покоя, рассматривая результаты безмерно тяжелой и сложной работы. И чем дальше, тем все больше убеждаюсь я, что лучших двадцать лет своей жизни потратил я зря
Именно благодаря "идеологически взвешенному" послевоенному фильме "Мичурин" режиссеру удалось получить Государственную премию и "реабилитироваться" среди государственных критиков.
"Земля" - одна из самых мощных в истории кино, однако зритель начале 1930-х годов не видел этого фильма. Тогдашняя элита посмотрела его только в эпоху хрущевской ликвидации сталинизма - в 1960-х годах. Но даже при этом картина была и остается ключевой в истории украинского кинематографа", - считает искусствовед Вадим Скуративский.
Комментарии