четверг, 13 октября 2022 08:26

Спецтема: Война России против Украины

Оборонная помощь Украине: вызовы и перспективы из-за затяжной войны
5

1 октября в Украину приехали четыре дополнительных системы HIMARS. Это хорошие времена для Украины и плохие для россиян, сообщил министр обороны Алексей Резников в Twitter. Он поблагодарил президента Соединенных штатов Джо Байдена, министра обороны Ллойда Остина и весь американский народ.
Фото: Kento Nara/Geisler-Fotopress/picture alliance
В ближайшие недели Украина получит дополнительные реактивные системы залпового огня MARS II и самоходные артиллерийские гаубицы PzH 2000.  О дополнительном вооружении сообщило министерство обороны Германии на встрече в формате "Рамштайн-6" в Брюсселе 12 октября. На фото – реактивная система залпового огня Mars II является немецким аналогом HIMARS.
Panzerhaubitze 2000 – 155-мм установка с автоматической системой подзарядки, управления огнем и современной навигацией
Встреча Контактной группы по обороне Украины "Рамштайн-6" началась 12 октября. Заседание прошло под эгидой США.  Генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал государства Альянса предоставить Украине больше систем противовоздушной обороны.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал государства Альянса предоставить Украине больше систем противовоздушной обороны (ПВО) для защиты городов от ракетных обстрелов России.  Усиление ПВО – топ-приоритет для блока. Об этом Столтенберг заявил, прибыв на министерскую встречу государств Альянса в Брюсселе 12 октября

Международное сотрудничество между Украиной, членами НАТО и другими партнерами началось вскоре после обретения независимостью Украины. Она еще больше усилилась, когда Россия временно оккупировала часть украинской территории в 2014-м. Но, прежде всего, помощь имела форму обучения и преимущественно нелетального военного оборудования.

С момента полномасштабного российского вторжения в Украину международная военная помощь в нашей стране беспрецедентно активизировалась. В результате чего многие из союзников впервые предоставили Украине летальное оружие.

Но война затягивается, потребности ВСУ в вооружениях растут, между тем изменяются и приоритеты в политике наших союзников. Так чего стремиться и чего ожидать Украине от партнеров в будущем?

Лидеры военной поддержки Украины

Начиная с 24 февраля такие страны как США, Великобритания и Польша предоставили Украине больше военной помощи.

Как свидетельствуют последние данные Кильского института мировой экономики, США предоставила или объявила об обязательствах по оборонной поддержке Украины на общую сумму в €25 млрд, начиная с января.

Великобритания занимает второе место в общем объеме военной помощи с суммой обязательств 4 млрд. евро, что в разы больше, чем крупнейшая экономика ЕС – Германия ($1,2 млрд. - Gazeta.ua), которая, в частности, уступает Польше (€1,8 млрд. – Gazeta.ua).

Вашингтон, Лондон и Варшава взяли на себя ведущую роль в координации международной военной помощи

С первых дней полномасштабной агрессии Кремля именно Вашингтон, Лондон и Варшава взяли на себя ведущую роль в координации международной военной помощи Украине и расширении круга партнеров.

Для некоторых стран, таких как Германия или Австралия и военно-нейтральных стран, как Швеция или Ирландия, принятие решения о выделении военной помощи Украине означало значительный разворот их прежней оборонной политики. И исключала возможность передачи наступательного оружия.

Характерно, что отдельные государства реагируют быстрее международных объединений. Двусторонний характер военной помощи Украине превалирует и после 24 февраля.

НАТО, пытаясь дистанцироваться от прямого участия в войне, не стала мозговым центром предоставления нам военной помощи. Хотя этого многие от нее безосновательно ожидали. Впрочем, Альянс – это оборонное объединение, отвечающее за безопасность исключительно своих членов.

За прошедшее полугодие НАТО логистически поддержала двустороннюю помощь союзников, предоставила топливо и способствовала доставке нелетальной помощи в Украину. Поскольку Украина не является членом организации, а Альянс не владеет собственными военными активами, вполне естественно, что двусторонняя оборонная помощь со стороны союзников стала основным инструментом поддержки.

Это первый прецедент, когда ЕС напрямую финансирует военную помощь третьей стране за счет средств союза

ЕС, в частности, оказывает военную помощь Украине, включая летальное вооружение, через свой Европейский фонд мира – €2,5 млрд. Это первый прецедент, когда ЕС напрямую финансирует военную помощь третьей стране за счет средств союза. Ранее ЕС не практиковал закупку военной техники. А базовые учредительные договоры действительно ограничивают возможность использования своего бюджета для военных целей.

Автор: https://twitter.com/BMVg_Bundeswehr
  Встреча Контактной группы по обороне Украины "Рамштайн-6" началась 12 октября. Заседание прошло под эгидой США.  Генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал государства Альянса предоставить Украине больше систем противовоздушной обороны.
Встреча Контактной группы по обороне Украины "Рамштайн-6" началась 12 октября. Заседание прошло под эгидой США. Генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал государства Альянса предоставить Украине больше систем противовоздушной обороны.

Координация поддержки Украины

На сегодняшний день международные усилия по военной поддержке Украины координируются США, Великобританией и Польшей через Контактную группу по обороне Украины и недавно созданный Международный центр координации доноров.

В апреле Великобритания вместе со странами-партнерами создала Международный центр координации доноров (IDCC. – Gazeta.ua) в Штутгарте, штаб-квартире Европейского командования США, чтобы "обеспечить, чтобы военная помощь международного сообщества Украине была максимально скоординированной и эффективной".

Центр направляет запросы Украины на оружие, координирует ответы союзников и обеспечивает доставку оборудования

Роль IDCC, в состав которой входят более ста военнослужащих из 30 стран, состоит в том, чтобы направлять запросы Украины на оружие, координировать ответы союзников и обеспечивать доставку оборудования в Украину.

С конца апреля координация военной помощи IDCC поддерживается созданием Контактной группы по обороне Украины под руководством США. Получившая неформальное название "формат Рамштайн" согласно названию авиабазы ​​США в Германии.

Группа собирается почти ежемесячно, чтобы обсудить новые военные требования Украины и то, как лучше реагировать. Пятое, последнее, заседание группы "Рамштайн" прошло 8 сентября с участием 50 стран.

На этом заседании участники договорились использовать этот механизм для поддержки самообороны Украины в долгосрочной перспективе. Включая поиск новых и инновационных способов поддержки украинских вооруженных сил.

Наряду с Международным центром координации доноров и Контактной группой в апреле 2022 года, союзники во главе с Великобританией создали Международный фонд для Украины (IFU) для координации закупки и транспортировки военной техники в Украину из третьих стран или промышленности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мирное соглашение не панацея с Кремлем: почему Украине следует полагаться на США

11 августа в Копенгагене состоялась международная донорская конференция, целью которой было обсудить, как усилить военную помощь, оказываемую Украине, и сохранить ее в долгосрочной перспективе.

В конференции, организованной Данией, Украиной и Великобританией, приняли участие 26 стран, где обсуждали вопросы финансирования, производства оружия, обучения и разминирования.

Одной из долгосрочных целей Североатлантического союза является ускорение поставки нелетального оборонного оборудования, улучшение киберзащиты и устойчивости Украины.

Среди договоренностей, достигнутых на конференции, было расширение IFU с целью финансирования закупки военного оборудования для Украины, поддержки Украины в процессе закупок и содействия обучению.

Кроме того, некоторые инициативы по поддержке оборонного потенциала Украины осуществляют НАТО и Европейский союз.

На саммите глав государств и правительств стран НАТО в Мадриде в июне союзники по НАТО согласовали новый комплексный пакет помощи для Украины, обеспечивающий долгосрочную поддержку оборонного потенциала.

Автор: Kento Nara/Geisler-Fotopress/picture alliance
  1 октября в Украину приехали четыре дополнительных системы HIMARS. Это хорошие времена для Украины и плохие для россиян, сообщил министр обороны Алексей Резников в Twitter. Он поблагодарил президента Соединенных штатов Джо Байдена, министра обороны Ллойда Остина и весь американский народ.
1 октября в Украину приехали четыре дополнительных системы HIMARS. Это хорошие времена для Украины и плохие для россиян, сообщил министр обороны Алексей Резников в Twitter. Он поблагодарил президента Соединенных штатов Джо Байдена, министра обороны Ллойда Остина и весь американский народ.

Одной из долгосрочных целей Североатлантического союза является ускорение поставки нелетального оборонного оборудования, улучшение киберзащиты и устойчивости Украины. Также поддержка модернизации нашего оборонного сектора в процессе перехода к долгосрочной совместимости со стандартами Североатлантического союза.

Этот пакет помощи НАТО Украине будет включать защищенную связь, антидроновые системы, топливо, медицинское оборудование и бронежилеты. Оборудование для разминирования, борьбы с химическими и биологическими угрозами.

Что касается ЕС, то он исторически оказывал ограниченную поддержку реформе гражданского сектора безопасности Украины. Военная реформа в основном была в центре внимания НАТО и двустороннего сотрудничества с отдельными государствами.

В декабре прошлого года ЕС анонсировал новый пакет мер по содействию укреплению состоятельности Вооруженных сил Украины. Созданный в рамках нового Европейского фонда мира, был направлен на финансирование военных медицинских подразделений, включая полевые госпитали, инженерные подразделения и киберзащиту.

С февраля этого года Европейский Союз предоставляет Украине летальное оружие через Европейский фонд мира.

Это стало первым случаем в истории, когда ЕС предоставляет летальное оборудование третьей стране

Как отметил Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, это стало первым случаем в истории, когда ЕС предоставляет летальное оборудование третьей стране. Боррель также сообщил, что Польша согласилась служить логистическим центром для передачи этой помощи Украине.

С тех пор было объявлено еще четыре транша военной помощи Украине. Благодаря чему общая сумма средств, предоставленных через Европейский фонд мира как для летального, так и нелетального оружия, достигла €2,5 млрд.

Также с октября прошлого года велись дискуссии о возможном создании специальной миссии ЕС по помощи военной подготовке в Украине, которая была бы сосредоточена на реформе военного образования.

Идею европейской миссии помощи и обучения вооруженным силам Украины под названием Тренировочная миссия Европейского Союза (EUTM) одобрили 30 августа во время встречи в Праге министров обороны и иностранных дел Европы.

Для начала военная миссия ЕС собирается подготовить 15 тыс. военнослужащих из Украины. До этого момента отдельные страны ЕС учили украинцев в рамках двусторонних проектов. Так, бундесвер в Германии обучал команды для систем вооружения, поставляемых Берлином, таких как Panzerhaubitze2000 или зенитная установка Gepard.

По информации немецких СМИ, в кулуарах возникли некоторые разногласия по деталям планирования миссии ЕС.

Польша предложила создать своего рода центральный тренировочный лагерь для украинцев у границы с Украиной. По словам военных, поляки хотели обучать там целые боевые группы вплоть до батальона.

Франция также склоняется к своему участию в обучении украинских военных именно в Польше. После запуска специальной военной миссии Евросоюза французские специалисты могут приступить к работе до конца года, где планируют провести пять недель обучения в специальных армейских лагерях.

Германия, между тем, не слишком высокого мнения о центральном тренировочном центре. В бундесвере предостерегают, что создание большого тренировочного лагеря только в Польше потребует много времени. Что должно быть тщательно защищено от возможного шпионажа со стороны российских спецслужб, возможных диверсий.

Командный центр будет возглавлять специально назначенный генерал США

В итоге на рабочем уровне в ЕС был найден компромисс. Предполагается, что в Польше создадут нечто вроде небольшого центра подготовки за счет фондов ЕС. Вместо этого, вместо центрального тренировочного лагеря в одном месте в странах ЕС должны организовывать отдельные курсы для украинских военнослужащих.

Автор: @BMVg_Bundeswehr
  В ближайшие недели Украина получит дополнительные реактивные системы залпового огня MARS II и самоходные артиллерийские гаубицы PzH 2000.  О дополнительном вооружении сообщило министерство обороны Германии на встрече в формате "Рамштайн-6" в Брюсселе 12 октября. На фото – реактивная система залпового огня Mars II является немецким аналогом HIMARS.
В ближайшие недели Украина получит дополнительные реактивные системы залпового огня MARS II и самоходные артиллерийские гаубицы PzH 2000. О дополнительном вооружении сообщило министерство обороны Германии на встрече в формате "Рамштайн-6" в Брюсселе 12 октября. На фото – реактивная система залпового огня Mars II является немецким аналогом HIMARS.

С целью обобщения этих усилий европейских партнеров США планируют создать в этом году в Германии командный центр для военной поддержки Украины. По данным издания New York Times, этот командный центр будет возглавлять специально назначенный генерал США.

Вашингтон на эту миссию планирует назначить около 300 человек. Центр будет в Висбадене (Германии) в штаб-квартире армии США в Европе. Насколько известно, многие учения украинских военных на системах вооружения США уже проходят именно в этом регионе.

Новое командование будет осуществлять наблюдение за обучением на полигонах в Германии, а также в центрах технической поддержки, созданных в соседних странах.

Генерал Кристофер Каволи, Глава Европейского командования Вооруженных Сил США и Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, недавно представил Пентагону соответствующий проект. Окончательное решение будет принято уже в октябре.

Около 10 тыс. военнослужащих должны проходить подготовку каждые 120 дней в тренировочных центрах министерства обороны Соединенного Королевства

Отдельно следует выделить инициативу Великобритании, объявленную в июне по новой программе обучения личного состава Вооруженных сил Украины.

Согласно плану программы около 10 тыс. военнослужащих должны проходить подготовку каждые 120 дней в тренировочных центрах министерства обороны Соединенного Королевства. Этот учебный курс сосредоточен на навыках ведения боя на передовой, базовой медицинской подготовке, тактике патрулирования.

27 июня Украина приняла предложение. Первые украинские военные прибыли в Британию в начале июля. В настоящее время обучение успешно завершили почти 5 тыс. наших военнослужащих.

Для выполнения программы задействовали около 1050 военнослужащих Великобритании. К учениям украинцев также привлекли специалисты еще из восьми стран. Это инструкторы из Швеции, Нидерландов, Канады, Дании, Финляндии, Норвегии, Литвы и Новой Зеландии.

Создание тренировочной миссии ЕС и запуск Комплексного пакета помощи НАТО в синхронизации с усилиями Пентагона и Великобритании должны скоординировать текущие двусторонние усилия союзников по оказанию помощи и обучению украинских военных исходя из оперативных и стратегических потребностей ВСУ.

Долгосрочное намерение всех вышеупомянутых инициатив и форматов помощи состоит в том, чтобы способствовать переходу от безвозмездной передачи вооружения Украине от отдельных стран из собственных запасов к закупке непосредственно у западной оборонной промышленности за счет специальных фондов.

Стратегическое видение Пентагона

Участие Соединенных штатов в развитии потенциала обороны Украины не ограничивается оперативной координацией и решением текущих потребностей ВСУ на поле боя.

"Будем работать вместе, чтобы готовить украинские силы для долгого пути. Чтобы интегрировать украинские возможности и укрепить их объединенные операции долгосрочно. Чтобы улучшить нашу оборонную промышленность и удовлетворять требования Украины в течение длительного времени", – заявил министр обороны США Ллойд Остин на открытии встречи "Рамштайн".

Стратегическое видение США по развитию украинских вооруженных сил было обсуждено 8 сентября во время встречи Остина с коллегами из стран-союзников на авиабазе "Рамштайн".

В конце августа, во время обсуждения помощи Украине, Колин Кал, заместитель министра обороны США по вопросам политики, отметил: "Хотя многие из этих возможностей не предназначенные для прямого вклада в сегодняшнюю борьбу, они станут основой надежных будущих украинских сил, способных защитить Украину на годы вперед".

Это направление сегодня возглавляет глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли. Дальнейшие усилия Вашингтона будут опираться на многомиллиардную военную помощь, которую США оказывают Украине после 24 февраля.

Специалисты Пентагона смотрят на будущее украинских сил, чтобы ответить на ключевые вопросы о том, какие меры помощи имеют смысл

Специалисты Пентагона смотрят на будущее украинских сил, чтобы ответить на ключевые вопросы, какие меры помощи имеют смысл. Также – что хотим, чтобы Украина имела в среднесрочной и долгосрочной перспективе с точки зрения военного потенциала. Результаты работы будут представлены в качестве оценки. Но предоставят четкую дорожную карту, как Украина должна развивать свой сектор безопасности и обороны.

В частности, эта работа будет включать в себя первоначальное рассмотрение потребностей Украины в модернизированных воздушных силах для поддержки высокомобильных наземных сил.

Как сообщают источники CNN в Пентагоне, отчет может быть завершен в течение октября-ноября.

Анализ проводится совместно с украинскими представителями. Если одобрит администрация Джо Байдена, это может привести к созданию долгосрочной программы военной поддержки Вооруженных сил Украины со стороны США.

Эти совместные американо-украинские усилия могут привести к рекомендациям по типам вооружения и подготовки в зависимости от военной стратегии, которую одобрит сама Украина. В конце концов это должно упорядочить участие США и их союзников в развитии оборонного потенциала Украины на долгие годы из-за многолетних контрактов на поставку вооружения и обучение украинских военных.

Что может помешать

Теперь относительно проблемных вопросов и вызовов, которых немало, могут повлиять на эффективность и долгосрочность военной помощи Украине.

Война в Украине стала более продолжительной. Запасы оружия у США и союзников иссякают, а наши военные нужды растут и становятся дороже. С этим фактом бессмысленно спорить.

В Пентагоне еще летом начали возникать озабоченность по поводу влияния на боеспособность вооруженных сил США изъятий вооружения и боеприпасов для Украины

В Пентагоне еще летом начали возникать беспокойство по поводу влияния на боеспособность вооруженных сил США изъятий вооружения и боеприпасов для Украины.

Министерства обороны по всей Европе сейчас сталкиваются с поиском компромисса между поддержкой Украины путем развода с драгоценным оборудованием и удержанием потенциала своих национальных армий. Определенная часть стран пытается изменить очередность выполнения заключенных до 24 февраля экспортных контрактов по поставке вооружения в пользу Украины.

В странах НАТО действительно не готовились к полномасштабной войне. Поэтому за прошедшее полугодие не удалось быстро увеличить мощности военно-промышленного комплекса.

27 сентября генсек НАТО созвал чрезвычайное заседание Конференции национальных директоров по вооружениям. Говорили о последствиях войны России против Украины и возможностях НАТО по увеличению запасов боеприпасов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киевский договор безопасности: альтернатива или этап на пути в НАТО

Столтенберг подчеркнул, что члены НАТО должны работать с промышленностью, чтобы пополнить запасы боеприпасов и оказывать Украине необходимую поддержку, пока будет нужно. Обсуждали способы, с помощью которых члены НАТО могут лучше понять любые пробелы в запасах и вместе устранять их.

Участники Контактной группы "Рамштайна" признали важность стандартизации требований. Обсудили наращивание потенциала поддержки в Украине, в частности, передовые ремонтные работы, доступ к запасным частям, увеличение производства и обеспечение взаимозаменяемости в сферах, имеющих решающее значение для бесперебойной помощи Украине.

Следует признать, что западным странам трудно быстро увеличить свои возможности по ремонту резервной военной техники для поставки в Украину, и производить в промышленных масштабах оружие и боеприпасы. Это длинная и сложная цепочка поставок, на запуск которой необходимо время, производственные мощности и заранее заключенные контракты на комплектующие.

Потенциально проблемный вопрос – неравномерность вкладов на военную помощь Украине со стороны союзников

Второй потенциально проблемный вопрос – неравномерность вкладов на военную помощь Украине со стороны союзников.

На сегодняшний день Соединенные Штаты, несмотря на то, что они по экономическому потенциалу практически сопоставимы с ЕС, являются абсолютным лидером военной помощи в Украине.

Финансовый и патернализм безопасности Вашингтона имеет свой предел. Учитывая необходимость поддержки своих союзников в Тихоокеанском регионе на фоне ползучей экспансии КНР.

Европейские страны НАТО не спешат с наращиванием темпов и номенклатуры военной помощи Украины, несмотря на географическую приближенность к зоне боевых действий и явное негативное влияние затягивания российско-украинской войны на стабильность континента.

Большие и продвинутые в оборонном плане европейские страны, такие как Германия, Франция или Италия, пока оказали сравнительно небольшие объемы помощи Украине

Долго ли может продолжаться подобное расписание сил среди союзников?

Большие и продвинутые в оборонном плане европейские страны, такие как Германия, Франция или Италия, пока оказали сравнительно небольшие объемы помощи Украине.

С точки зрения американских коллег, Европе нужна сумма, эквивалентная бюджету Соединенных Штатов в помощь Украине, выделенному Конгрессом в мае.

Специальная инициатива на уровне ЕС о военной помощи Украине предоставит необходимые финансовые ресурсы для скорой помощи Украине и запустит работу европейской оборонной промышленности по восстановлению потенциала национальных армий государств ЕС.

Однако ЕС в оборонной политике, по инерции, продолжает опираться на роль НАТО. Альянс так и не раскрыл детали нового комплексного пакета помощи Украине и гарантий финансирования соответствующих трастовых фондов. Кроме того, 70% оборонных расходов НАТО несут именно США, что принципиально не решает диспропорций в оказании практической помощи Украине.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НАТО расширяет границы: после кого очередь Украины

Третья проблема – это смещение фокуса общественно-политического внимания Запада от вопроса поддержки Украины в противостоянии агрессии РФ на другие внутри или внешнеполитические раздражители.

Определенная потеря интереса к войне в Украине продиктована проявлением неизбежных экономических последствий противостояния России

Определенная утрата интереса к войне в Украине продиктована проявлением неизбежных экономических последствий противостояния России. Их уже почувствовали на своем кошельке европейцы и американцы.

Несмотря на то, что согласно обнародованному в октябре опросу Фонда Бертельсмана 60% жителей ЕС поддерживают дальнейшие поставки вооружений Украине, мировое внимание к войне в нашей стране не является постоянным феноменом.

В частности, в Германии 61% респондентов считают, что Украине нужно снабжать оружием. Самый высокий показатель среди стран ЕС в Польше – 84%. Но в Италии таковых только 42% среди опрошенных. Уровень одобрения по поставкам оружия также упал и во Франции по сравнению с июнем этого года – до 63% поддержки.

Тенденция общественной поддержки предоставления военной помощи Украине в Соединенных Штатах более устойчива. Это объясняется географическим удалением от зоны боевых действий и меньшим экономическим эффектом от санкций в отношении России по сравнению с Европой.

Так, 73% опрошенных американцев считают, что США должны и дальше поддерживать Украину, несмотря на угрозы России применением ядерного оружия. А 66% респондентов уверены, что Вашингтон должен продолжать предоставлять оружие Украине по сравнению с 51% в аналогичном опросе в августе.

Мировой продовольственный кризис, риск наплыва беженцев в ЕС, рост цен на энергоносители, напряжение в Тайваньском проливе – все это переключает общественное внимание в государствах-союзниках от событий в Украине не без помощи российских нарративов и информационных "спецопераций".

Меньшее внимание общественности к войне в Украине означает меньшее давление на западных политиков

Этот тренд, если над ним не работать с союзниками, может оказаться разрушительным для военных перспектив Украины. Меньшее внимание общественности к войне в Украине означает меньшее давление на западных политиков, чтобы они действовали решительно, а не ограничивались "полумерами".

Четвертый фактор негативного влияния на наращивание военной поддержки Украины союзниками – это риск коррупционных инцидентов, связанных с внешней помощью.

Речь идет не столько о нашем месте в рейтинге восприятия коррупции Transparency, а о конкретных кейсах, которые мгновенно получают огласку в западной прессе.

Наглядным примером может служить информация о расследовании НАБУ обстоятельств хищения гуманитарной помощи стоимостью в миллионы долларов, поступающей в Запорожскую область.

В таких чувствительных для международных партнеров Украины обстоятельствах важны не сами факты злоупотреблений должностными лицами, а эффективная реакция правоохранительной системы. Также – практические действия украинской власти по предотвращению применения подобных "схем" в будущем.

Существенные репутационные потери вопросу прозрачности использования оборонной помощи США Украиной летом нанесли заявления конгрессвумен Виктории Спартц

Существенные репутационные потери вопросу прозрачности использования оборонной помощи США Украиной летом нанесли заявления конгрессвумен Виктории Спартц о том, что при ненадлежащем надзоре за военной помощью Украине "Вашингтону придется искать свое оружие в Сирии или Мексике".

Что касается системы мониторинга поставок оружия Украине, то наши союзники до начала полномасштабного российского вторжения использовали систему экспортного контроля по оружию.

Однако, указанные процедуры мониторинга конечного использования западного оружия в Украине плохо подходят для зон активных боевых действий. В настоящее время США, Великобритания и другие союзники должны полагаться на информацию украинской стороны по применению предоставленного оружия.

Агентство оборонных закупок Украины будет работать по образцу логистической организации НАТО под названием NSPA (NATO Support and Procurement Agency). Это сделает приобретение вооружения для ВСУ максимально прозрачным и устранит коррупционные риски.

Согласно обнародованной в июле информации Министерства обороны, в Украине для мониторинга, контроля и логистического обеспечения военной техники и вооружения, предоставляемой странами-партнерами, планируется использовать специальные информационные системы уровня LOGFAS, внедренные в странах НАТО.

На реализацию этих инициатив в условиях активной фазы войны и ограниченности в ресурсах могут уйти месяцы, если не годы.

Но, учитывая многомиллиардную военную помощь, даже анонсированных шагов украинского правительства может оказаться недостаточно для комфорта международных партнеров.

Еще при принятии Акта о лендлизе для Украины американские конгрессмены заявляли о необходимости большей подотчетности использования оборонной помощи. В мае республиканцы Джон Кеннеди и Рэнд Пол предлагали создать должность инспектора, который бы проверял использование Украины оборонной помощи. В июне сенатор-демократка Элизабет Уоррен призвала американское правительство к большей подотчетности относительно миллиардов военной помощи украинскому народу.

Несмотря на подобную критику, проголосованный Конгрессом США в мае пакет помощи Украине стоимостью $40 млрд содержал дополнительные финансовые ресурсы для генерального инспектора Государственного департамента, генерального инспектора Агентства США по международному развитию (USAID), а также поручения Пентагона для периодической отчетности о предоставленной помощи.

Несмотря на все примененные механизмы, в США звучат аргументы о создании в Украине структуры, действующей по аналогии со Специальным генеральным инспектором по восстановлению Афганистана (SIGAR).

Аналогичные инициативы по контролю следует ожидать и от Европейского фонда мира по части использования Украиной оказанной военной помощи за средства ЕС.

Учитывая деликатность сферы поставок вооружений, во избежание использования информационных "бомб" в будущем нашими оппонентами, Украине крайне необходимо работать на предубеждения в вопросах учета, контроля и отчетности по использованию полученной военной помощи.

Решающие факторы помощи

Для нашей страны, которая находится в активной фазе войны, решаемы как размер, так и предсказуемость внешней военной помощи. Планирование и успешность реализации стратегии деоккупации Украины во многом зависит от полноты, своевременности и хорошей координации поставок вооружений, боеприпасов, ремонта и поддержки техники, обучения украинского персонала, предоставления разведывательных данных.

Война развивается, заставляя нас менять запросы и приоритеты

Таким образом, удовлетворение потребностей Украины приведет к значительному истощению запасов жизненно необходимого и дорогостоящего оборудования у ее союзников. Война также развивается, заставляя нас изменять запросы и приоритеты.

Нашими ключевыми партнерами по оказанию военной помощи, способствовавшим стабилизации ситуации на первом этапе полномасштабного вторжения РФ, являются США, Великобритания и Польша. Эти государства также создали международную коалицию и внедряют инициативы по поддержке оборонного потенциала Украины, сплотивших около 50 государств мира.

В США существует мощная двухпартийная поддержка помощи Украине

На сегодняшний день в США существует мощная двухпартийная поддержка помощи Украине. Впрочем, и государства ЕС должны действовать в разы активнее в оборонной сфере, пока есть надлежащая общественная поддержка, чтобы выделить необходимые ресурсы для помощи Украине. Военная поддержка Украины не должна лежать только на плечах Соединенных Штатов и зависеть от владельца Белого дома. Это делает нас уязвимыми.

На самом деле, не принципиально кто станет агентом условного европейского лендлиза: Агентство по закупкам НАТО с помощью нового пакета помощи или Европейский фонд мира по отдельной программе ЕС. Главное, чтобы инструмент наконец-то заработал, дополнив усилия Вашингтона по военной поддержке Украины.

Похоже, что война будет длиться не один год, поэтому нашим Вооруженным силам очень важно иметь пакеты помощи, рассчитанные на многолетнюю перспективу.

В то же время Украине следует не только "эмоционально" давить на партнеров по вопросу наращивания военной поддержки, но и изменять собственные административные процедуры, доктрину, логистику, развивать военную промышленность. Это влияет на эффективность использования помощи союзников и ее расширения.

Сейчас вы читаете новость «Оборонная помощь Украине: вызовы и перспективы из-за затяжной войны». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть