Капитан "Пахтакора" 26-летний кореец Михаил Ан был кандидатом в сборную СССР. На игру с минским "Динамо", которая по календарю должна была состояться 13 августа 1979 года , он не собирался. Михаил получил микротравму, но решил провести товарищей в аэропорту. Кто-то из ребят сказал Ану:
- Миша, что ты здесь будешь делать без нас? Садись в самолет, прокатаешся.
Капитан не любил летать самолетами. Каждый раз закрывал глаза, когда самолет отрывался от земли или приземлялся. Но на этот раз согласился. Рядом с ним сидел 18-летний Сирожиддин Базаров. Накануне к парню - игроку дубля приехал отец. Базаров отпросился у начальства Хотел вылететь не из товарищами по команде, а с основным составом. Он был самым молодым из 14 игроков, включая тренера, врача и администратора.
"Пахтакор" звезд с неба не хватал. Команда шла на 8 месте, имея по 7 побед и поражений при 4 ничьих.
Самолет Ту-134 вылетел в 11-30. За полчаса до него из Челябинска вылетел другой борт - такая же "тушка", направлявшийся в Кишинев. На территории Украины полетами управляли харьковские диспетчеры. В тот день на дежурство заступили два - 20-летний Николай Жуковский и 30-летний Владимир Сумской. Линия была перегружена - в сутки здесь пролетали почти 700 самолетов. Два диспетчеры обслуживали одновременно 12 бортов - это очень много. Ситуацию осложнял пролет "литерного" рейса из Москвы в Крым - на дачу к Брежневу летел член Центрального комитета партии Константин Черненко. Ему долго держали высоту 9600 метров.
"Пахтакор" звезд с неба не хватал. Команда шла на 8 месте, имея по 7 побед и поражений при 4 ничьих.
Молодой Жуковский неверно составил график движения самолетов - ташкентского и челябинского. Думал, что они пролетят в интервале в 3 минуты. На самом деле интервал был намного меньше - в пределах одной минуты. За три минуты до трагедии в Сумского появилось плохое предчувствие. Он проверил график Жуковского и сразу обнаружил в нем ошибку. Начал вызывать ташкентский самолет. Приказывал взлететь выше. На беду диспетчеров к трагедии подлетал еще один борт - Ил-62. Именно его летчик ответил диспетчеру:
- Ладно.
Оба экипажа ТУ-134 были крайне дисциплинированные. Они занимали высоту 8400 метров и не отклонялись от нее. Роковыми стали полсекунды. Именно столько времени самолетам не хватило чтобы разминуться. Челябинский самолет ударил в хвост ташкентском. Первый борт взорвался в воздухе и разлетелся на куски. Второй начал постепенно снижаться. Летчики пытались удержать судно. Однако на высоте 4500 метров ТУ-134 стал неуправляемым и со всей силы ударился в перепахано поле возле села Куриловка за Днепродзержинском. Все пассажиры погибли. Первым об аварии доложил летчик Ан-24, летевший из Черкасс в Донецк.
- Вижу обломки самолета, что падают, - доложил диспетчерам.
- Даже когда стало известно о трагедии, меня никто не заменил. - Только стояли за спиной и шушукались. Я еще час работал бы в тумане, - вспоминал Владимир Сумской.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Капитана "Пахтакора" уговорили лететь вместе с командой - 35-летие авиакатастрофы
Место падения окружила милиция. Из 178 жертв катастрофы двух самолетов только одно тело нашли целым. По требованию первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Шарафа Рашидова команде устроили похороны. Привезли 17 запаянных алюминиевых гробов. Запретили раскрывать под расписку. Знатоки утверждали, что вместо тел погибших там по традиции авиаторов лежала земля с места падения. Всех 17 похоронили в пятницу 17 августа. Вдовы погибших получили по 1000 рублей страховки и пенсию от правительства Узбекистана в 120 рублей на каждого ребенка. Некролог напечатала только одна газета на весь СССР - ташкентская "Правда Востока".
Комментарии