Мы строим то, что представляем, — эта один из тезисов Украинской хартии свободного человека. Расширять рамки общих представлений, искать, беречь и развивать человеческие таланты и, как принцип, поощрять проявления творческой незаурядности, независимо от сферы деятельности, значит вырваться из замкнутого круга стереотипов и изменить будущее.
Воспитание и образование — первооснова для любых изменений в нашей стране, устойчивости Украинского государства и его постоянного продвижения.
Сегодня мы находимся не только в постсоветских, но и постмилитарных условиях. Мы избавились от военной организации жизни прежней империи, но "казарменный дух" чувствуется до сих пор. Он проявляется как в агрессии отношений между людьми, так и в образовании, которое не ставит целью сформировать личность, научить мыслить, привить желание быть свободным человеком или дать конкурентные знания.
Мы переполнены примерами "успешной аморальности". И упускаем из виду самое важное — взаимоотношения в украинских семьях, в которых для любого человека закладывается основа восприятия и понимания мира и морали. Страх перед ценностями, неумение ими руководствоваться и, как следствие, безразличие общества и государства к не фальшивой и внимательной заботе о духовно здоровых семьях, где взаимны уважение, помощь и любовь, — одна из самых глубоких причин нашей общей внутренней отчужденности.
Сегодняшняя система воспитания и образования в Украине не ценит ни семью, ни человека, который учится, и не стремится поощрить его к постоянному интеллектуальному развитию или подготовить к рынку труда. Такая система не желает быть нашим помощником, она, как правило, действует, как надсмотрщик и наблюдатель.
Система ориентирует учителя, преподавателя и научного работника не продуцировать знания или искать новые подходы и ориентиры, а "воспроизводить уже воспроизведенное", придерживаясь проверенных клише. Более того, преподавателя и ученого перегружают рутиной, которая ограничивает творческие возможности.
В сущности, наша образовательная система до сих пор заформализована, бюрократизована и недоброжелательна как к человеку, так и миру.
Опаснейший продукт такой системы — человек без ценностей.
Его мораль — двойные стандарты в личной, общественной и государственной жизни. Теперешнее состояние страны в значительной мере является следствием деятельности этого циничного типа человека.
Современная система воспитания и образования очень часто продуцирует фиктивные знания, польза от которых не отвечает приложенным усилиям.
Главным защитником системы является чиновник от образования с его консервативной, иерархической и коррупционной ментальностью.
Заложником этой системы является учитель. Но из-за того, что давние хронические проблемы в Украине никогда серьезно не лечили, часть наших педагогов — учителей и преподавателей средней и высшей школ — стали активными носителями и непроизвольными воспроизводителями этой системы.
Авторитет учителя и преподавателя в Украине подорван, в первую очередь, хронической бедностью учителей, и их положение — не менее беспомощное, чем у всего общества.
Сквозной проблемой системы является повсеместная коррупция: эта болезнь из социально-экономической превратилась в устойчивую деградированную культуру взаимоотношений педагогов, студентов и учеников, а также их родителей.
Характерные признаки нашей системы образования — формализм и формальность: это следствие общей общественной фальши.
В сфере образования отсутствует целостная система национального воспитания — от детского садика до университета. Такая система не касается политических или партийных идеологий. Она должна была бы учить человека с первых лет жизни любить и уважать Украину.
И, самое главное, в нашей стране нет никаких здоровых экономических и общественных стимулов для самостоятельного развития образования.
В такой ситуации отдать образование на откуп власти с ее теперешним мировоззрением значит окончательно уничтожить перспективу изменений, а в конечном итоге заложить мину замедленного действия под государство и общество.
Оставить "школу школе", в надежде на внутренние силы педагогов, значит предложить больному начать самолечение, никак не изменив условий, которые привели к его болезни.
Нам вряд ли поможет реформа образования в том виде, в котором ее осуществляют сейчас. Нельзя прибегать к камуфляжу традиций, которые ведут к разрушению человека и превращению его в зависимого и беззащитного.
Украине нужна новая, реально интегрированная в европейское, а следовательно, в глобальное пространство система образования, в центре внимания которой была бы задача развивать свободного и мыслящего человека, стремящегося владеть качественными знаниями, конкурентными в мире.
Для этого тему образования нужно в первую очередь вернуть в поле зрения общества и политикума. Наше с вами молчаливое согласие будет означать конец любым надеждам изменить родное государство.
Общество не имеет права оставаться безразличным к делам образования.
Главная цель нашей инициативной группы — не давать готовые ответы, а в первую очередь привлечь внимание общества к темам, которые для Украины жизненно важны.
Вся Украина должна учиться. Это — самая значимая установка для всех без исключения украинских граждан.
В дошкольном образовании государству нужно учиться, как воспитывать в детях настоящую любовь к Украине, родной земле, истории народа и собственной семьи, а родителям — воспитывать в потомках жизнерадостность, уважение к людям и к труду. В средней школе, кроме всестороннего образования, нужно поддерживать оригинальность мышления и незаурядность личности каждого, заботиться о талантах и в то же время развивать самодисциплину, достоинство, правдивость и трудолюбивость. В высшей школе нужно учить, как мыслить в глобальном конкурентном мире и правильно и результативно применять знания и умения.
Для национального образования любая власть, которая мыслит долгосрочными категориями, обязана выполнить по меньшей мере два условия: материально обеспечить учителей и преподавателей для жизни и творческого труда и сосредоточивать средства для должного технического оснащения школ и университетов.
Стратегически важное дело, тесно связанное с образованием, — вывести из не менее тяжелого состояния национальную науку, доведенную до унизительного положения как агрессивным невежеством, так и жесткими экономическими реалиями, где в основе всех интересов — быстрые деньги.
Шаги, необходимые для того, чтобы изменить положение, — реальны и исполнимы. Для изменений не нужно никаких чудес, а нужно иметь лишь волю. Предлагаем важнейшие направления труда:
Первое. Мы уверены, что активные представители украинских педагогов, широких кругов заинтересованных специалистов других сфер, а также общественные активисты способны инициативно объединить усилия и сформировать концепцию современной национальной системы воспитания и образования. Общими усилиями мы можем и должны выработать общественный заказ на перемены.
На наш взгляд, проблемы образования должны стать предпосылкой появления единого общественного движения по всей стране. Призываем общественных активистов, студенчество, преподавателей и педагогов, которые осознают глубину проблем, самостоятельно объединять усилия ради качественной реформы образования и сопротивления коррупции в этой сфере. До сих пор общество хранило молчание в этих делах. Наступило время сказать общее слово.
Второе. С большой надеждой обращаемся к украинским родителям и надеемся, что в родительской среде может появиться активное ядро движения по изменению образования. Родители-украинцы должны были бы больше других бороться за качественное образование в нашем государстве, понимая его значение для перспектив своих детей. Это — та основа, которая может объединить нас всех, независимо от языка, достатка или взглядов.
Третье. Призываем политические силы, которые разделяют наши взгляды и оценку состояния дел, стать практическим двигателем изменений в сфере образования, в частности через необходимые парламентские кампании и законодательные инициативы.
Четвертое. Приглашаем общественность и в первую очередь педагогов поддержать реформаторские усилия тех членов парламента, которые сдерживают политическое наступление на перспективы качественного национального образования.
В частности, сегодня в реальной общественной поддержке нуждаются реформы в отрасли высшего образования, где крайне важно не допустить чиновнического и коррупционного закрепощения. Публичные обращения и выступления учителей, преподавателей, студенчества и всех небезразличных граждан должны продемонстрировать живую человеческую реакцию и способность не мириться с теперешним положением.
Пятое. Общество нуждается в объединении интеллектуалов, которые представили бы целостное виденье обстоятельных и производительных перемен, необходимых украинскому образованию.
Призываем украинских предпринимателей проявить готовность поддержать общественные образовательные инициативы и проекты. В частности, представители заинтересованных деловых кругов могли бы объединить усилия, чтобы создать независимый финансовый фонд для потребностей образования и, в первую очередь, для учебы студентов за рубежом с условием возвращения и работы в Украине.
Перечень этих и других задач не исчерпан. Хотим надеяться, что предложенные нами рассуждения дадут толчок разным средам к конкретным действиям, а высказанные мысли возьмут на вооружение политические, бизнесовые и общественные силы, заинтересованные в настоящих переменах в Украине.
Инициативная группа выражает моральную солидарность со всеми украинскими педагогами, научными работниками, учителями и преподавателями, которые работают на честь и совесть в теперешних сложных условиях.
Верим в активные здоровые силы украинского студенчества.
Мы должны вместе сформировать реальный общественный заказ на качественное образование.
Наша общая воля способна изменить страну.
Комментарии
2