- Если под словом "самурай" понимать настоящего мужчину, то Лесь - самурай, - рассказывает актриса 35-летняя Татьяна Несвидоменко. 7 февраля она пришла на открытие выставки 60-летнего Леся Подервянского "Путь воина". Шесть работ с японскими самураями показали в только что открытой галерее "Димчук Гелери" на киевском Подоле.
Татьяна играет в спектаклях по пьесам Подервянского "Павлик Морозов" и " Сны Василисы Егоровны". Она высокая сероглазая блондинка. Стоит в обществе других актеров, задействованных в спектаклях.
- Лесь - единственный человек, который на репетициях вел себя достойно, - актриса прислоняется к стене. - Когда репетируешь текст Подервянского, в перерывах поневоле переходишь на его сленг, развязано ведешь себя. Лесь никогда не разбрасывается матерными словами между словами. Если от него что-то такое услышишь, то это звучит как оружие, которое попадает в цель.
С бутылкой белого вина подходит девушка в длинном переднике. Предлагает долить. Татьяна подставляет бокал.
- Никогда не была фанаткой Леся. Знала некоторые его пьесы. Когда пришла на первое прослушивание, сидело много мужчин, все такие почтенные - Николай Вересень, который тоже играет, режиссер Андрей Критенко. Лесь единственный подошел ко мне, помог снять верхнюю одежду, предложил сесть. Пока ждала, он присел рядом, что-то спросил. На что я сказала: "Простите, а вы кто?" Он назвался. Мне стало стыдно. Так, как он, сегодня немногие относятся к женщинам. Он не просто человек с большой буквы, у него все буквы большие.
Галерея расположена в небольшом помещении, там быстро становится людно. Лесь Подервянский здоровается с гостями. Подаренные цветы отдает девушке. Та ставит их в вазу на столе возле бокалов с вином.
- Эти работы посвящены средневековой "Книге пяти колец", - говорит Подервянский. Он в рубашке горчичного цвета. - Ее написал японский воин Миямото Мусаси. Он был основателем фехтовальной школы. В книге, кроме приемов фехтования, размышляет, какой должен быть настоящий самурай. Мои работы - это своеобразные иллюстрации к каждому разделу трактата.
На полотнах изображены воины в бою или в оргии с женщинами. Художник большую часть жизни занимается восточным боевым искусством кунг-фу.
- Мы учились с Лесем на одном потоке в художественной академии, - вспоминает арт-куратор Александр Соловьев, 55 лет. Накинул на плечи черную куртку, хочет идти. - Он на живописном факультете, я - на искусствоведении. Тогда все пытались попасть в мастерскую Татьяны Яблонской. И Лесю это удалось. Все лучшие кадры выходили от нее. Даже существовало понятие "яблонята". Сейчас готовим в "Мистецькому Арсеналі" салон "Файн Арт". Там будет проект с работами, которые в 1988-ом купил Союз художников. Есть среди них и картина Леся. Даже не знали, каким именем ее подписать - Лесь или Александр. Потому что благодаря пьесам все знают имя писателя Леся Подервянского. В какой ипостаси, художника или драматурга, он сделал больший вклад в культуру - вопрос.
Выставка "Путь воина" будет длиться до 18 марта.
Комментарии
1