Ровно 66 лет назад состоялось первое Гран-При "Формулы 1". Оно прошло на британском автодроме "Сильверстоун".
В первом Гран-При победил Джузеппе "Нино" Фарина, который выступал на болиде Alfa Romeo. Тогда болиды были быстрыми и опасными. Шлемы у пилотов были из ткани.
Первые шаги в развитии безопасности сделала команда Lotus, которая использовала в конструкции болида монокок. В этот период появились и дуги безопасности. Они защищали голову гонщика при переворачивании болида. Кроме этого, организаторы уменьшили объем двигателей, но все равно происходили смертельные аварии. Впоследствии объем моторов вернули на предыдущий уровень.
В конце 60-х годов прошлого века команда Lotus разместила первую рекламу на своих болидах. Это были ливреи компании Imperial Tobbaco. С этого времени все команды начали сотрудничать с рекламодателями. Эта же команда в 70-х годах первой установили болидах огромные антикрылья. Это увеличило прижимную силу болида, что позволяло лучше сцепление колес с дорогой, а 80-е годы ознаменовали эпоху турбомоторов. Мощность болидов составляла более тысячи лошадиных сил. Однако безопасность еще не организовали на должном уровне.
В 1981 году глава менеджмента "Формулы 1" Берни Экклстон получил права на трансляцию гонок. Основное условие - каналы должны транслировать все этапы. Это значительно увеличило популярность этих гонок. Поэтому нужно было предотвратить гибель пилотов в прямом эфире.
Еще до этого, в 1978 году, "Формула 1" получила собственного медика, который посещал все Гран-При. Доктор Сид Уоткинс начал сотрудничать с организаторами гонок в 1978 году. Нейро-хирург модернизировал медицинские стандарты на автогонках. Кроме разработки стандартов, Уоткинс присутствовал в машине безопасности на трассе. Так, доктор спас гонщика Мику Хаккинена, сделав ему трахеотомию прямо на трассе.
В 1994 году на автодроме в Имоле произошло два несчастных случая: погиб 3-кратный чемпион "Формулы" Айртон Сенна и дебютант Роланд Ратценбергер. После этого на непосредственно на трассе не погиб ни один гонщик. Последняя смертельная авария произошла на Гран-При Японии 2 года назад. Французский гонщик Жюль Бянкі врезался в эвакуатор, который работал в зоне безопасности во время гонки. Гонщик был в критическом состоянии, а врачи давали пессимистические прогнозы. Впоследствии семья Бьянки заявила, что гонщика вывели из искусственной комы и его перевели на лечение в Ниццу. 17 июля 2015 года Жюль Бьянки умер в больнице в Ницце. Он первым за 21 год пилотом "Формулы 1", который погиб в результате аварии во время Гран-При.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Відеоподборка аварий на кольцевых автогонках
С 1996 года кокпит значительно усилили, что уменьшило травматизм при боковых ударах. Кроме этого, в регламенте "Формулы 1" указано, что гонщик должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 сек. Кроме этого, пилоты одеты в комбинезоны и белье, которые выдерживают прямое воздействие огня.
Больше всего нагрузки при авариях в "Формуле 1" приходится на шею гонщиков. Для этого разработали система защиты шеи и головы HANS.
Сейчас колеса болида прикреплены тросами и не отсоединяются от машины. Это исключает возможность травмирования других гонщиков или болельщиков и маршалов колесом. На сами же автодромы действуют жесткие ограничения. Это касается качества покрытия автодромов, ширину и длину трассы, обеспечения безопасности пилотов и зрителей.
В этом году начались испытания новой защиты головы пилотов. Например, команда "Формулы 1" Red Bull показала свой вариант системы защиты кокпита, похожий на ветровое стекло.
Комментарии
1