Процессы деградации украинского села ускоряются с каждым годом, считает эксперт Ассоциации городов Украины Юрий Ганущак, 49 лет. Все меньше людей, которые помнят давний сельский образ жизни. Остальные не находят в нем своего призвания. Без административно-территориальной реформы эти процессы не остановить. Лет через 10 в сельской местности останутся одни пустыри.
— Мы становимся достаточно мощной аграрной страной, поэтому нас задевают процессы глобализации, — говорит Юрий Иванович. — Растет эффективность сельского хозяйства. Так, для выращивания зерновых на 10 тысячах гектаров нужно лишь 100 рабочих, для производства мяса — до 200. Численность работников и дальше будет сокращаться. Например, в США в аграрном секторе задействованы около 5 процентов населения. Чуть больше в Европе.
Поэтому у нашего села два варианта развития. Первый — латиноамериканский. Он предусматривает переселение разоренных крестьян в душные мегаполисы и маргинализацию сельской местности. Второй вариант — европейский, где в сельской местности живет 20–25 процентов населения. При этом сохраняется поселенческая сеть, а люди, не занятые в сельском хозяйстве, ездят на работу в город. В Европе село — это место для рождения детей и доживания старости. Село дает комфорт, а город — работу. Альтернативы нет. Колхозы с бригадами и звеньями не вернутся.
При этом миграция крестьян в города прекратится?
— Так было во всех странах, где провели административно-территориальную реформу. Нужно, чтобы работа для крестьян была в пределах возможного ежедневного
доезда. В Украине рабочие места концентрируются преимущественно в райцентрах и городах, потому что бизнес кучкуется вокруг власти. Дальше, в 15 километрах от райцентра, происходит ускоренная деградация сел. Молодые семьи выезжают, остаются одни старики. А среднее расстояние до райцентра по Украине составляет чуть больше 19 километров. Бывает и все 40. Поэтому, если глянуть на карту, у нас наметились пустоши.
Что мешает бизнесу прийти на село?
— Огромные административные преграды. Чтобы поставить предприятие, нужно хотя бы 20 гектаров земли, квалифицированная рабочая сила, инфраструктура, — то есть близость к городу. Для выделения земли нужно решение сельсовета, согласование с районом, изменение целевого использования участка областным советом. Инвестор не хочет давать взятки в четыре инстанции и морочить голову бюрократическими процедурами. К конфликту интересов подключается город, который должен предоставить коммуникации и рабочую силу. Выходит, наша организация власти не способствует приходу капитала. Из-за этого в селе нет ни работы, ни перспектив для инвестора.
Что делать?
— Нужно провести административно-территориальную реформу по примеру стран Европы и реформу местного самоуправления в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство — это позвоночник государства. В настоящий момент он у нас
рахитный В соответствии с хартией, самоуправление должно быть повсеместное. А у нас города областного значения имеют "магдебургское право". Другие города, городки и села принадлежат "лендлорду" — главе районной госадминистрации, у которого есть реальная власть и ресурсы. Это чисто феодальная система.
В Министерстве регионального строительства во времена моей работы в нем определили, какие должны быть территориальные единицы. Главное требование — она должна создаваться только тогда, когда определенные полномочия могут быть выполнены ею и только ею. Без делегирования полномочий или передачи детских садиков, школ и тому подобного. То есть четыре села объединяются, если в них есть "полный комплект" — ФАП, лаборатория, детсад, школа.
Базовой единицей устройства должна быть община (громада). Она включает по большей части город или поселок с окрестными селами. Крестьяне преимущественно работают в этом городе или поселке и получают в нем большинство социальных услуг. Возможность
доехать в центр — 20–30 минут. Если центры экономического притяжения слишком далеко, то община будет создаваться вокруг села. Это нужно для сохранения сельской поселенческой сети. Как показывает опыт других стран, в таких общинах со временем появятся экономическая активность.
Какие функции будут у районов?
— Новые районы будут состоять из теперешних трех-пяти. Они будут промежуточными звеньями между общинами и областью. На основе районов будут образованы врачебные округа. С введением страховой медицины нужно минимум 150 тысяч населения в районе, чтобы можно было обеспечить людей достаточно дорогой аппаратурой, а частота заболеваний позволила содержать врачей. В среднем район будет иметь 20 больниц. Это позволит ввести специализацию медицинских заведений. Но станции скорой помощи будут в каждой общине.
Также в райцентре будут осуществляться основные государственные функции под управлением или координацией государственных администраций. Они и будут контролировать легитимность решений органов самоуправления.
Сколько средств и времени нужно на реформу?
— Не так много — преимущественно на переделывание печатей и вывесок. Никто не будет гонять людей на перерегистрацию в налоговую.
Почему ни одно правительство не решается на такую реформу?
— Боятся зацепить бюрократию. Хотя расчеты показывают, массового вольнения не будет, изменятся лишь акценты. Не будет сельских голов, но каждое село будет иметь старосту — своего представителя в обществе. Уволятся 11 тысяч секретарей сельсоветов, но возникнет потребность в работниках социальных служб и жилищно-коммунального хозяйства.
Польша сократила количество
воеводств
В начале
административно-территориальной реформы в Польше и Чехии изменили структуру
деления территорий и расширили полномочия органов самоуправления.
В 1999 году поляки сократили количество воеводств (областей) с 49 до 16,
создали 308 уездов (районов) и почти 2,5 тыс.
гми
н (общин). В Чехии сформировали 14 самоуправляющихся
краев (до реформы их было восемь) и 6242 общины.
В обеих странах общины получили право избирать муниципальное правительство и
проводить местные референдумы, формировать бюджет и распоряжаться им,
обеспечивать собственные социально-экономические, культурные и коммунальные
потребности.
"Скорая" должна приехать за полчаса
Общины должны объединяться вокруг центров экономической деятельности. Это
предусматривает концепция админреформы. Налоги должны идти в бюджет той общины,
где люди работают и живут.
Центр общины определяют там, куда люди доезжают на ежедневную работу, — говорит
один из разработчиков реформы Юрий Ганущак. — В каждом должны быть госструктуры
— милиция, казначейство, управление
соцзащиты, пост пожарной безопасности.
В сельских общинах будет около 9 тыс. жителей. Среднее расстояние до центра —
10 км.
Территория общины не должна быть слишком большой. "Скорая", пожарная, милиция
должны приехать в любой населенный пункт общины не позже чем через полчаса.
1400 общин должны создать в
Украине согласно концепции административно-территориальной реформы. Они будут
трех типов: городская, поселковая и сельская. Также предусматривается 100
районов, 24 области, Крым, города Севастополь и Киев.
Сейчас в Украине почти 500 районов, 171 город областного подчинения, 24
области, Крым, города Севастополь и Киев.
Комментарии