пятница, 20 августа 2010 06:25

"Административно-территориальное устройство у нас рахитное"

 

Процессы деградации украинского села ускоряются с каждым годом, считает эксперт Ассоциации городов Украины Юрий Ганущак, 49 лет. Все меньше людей, которые помнят давний сельский образ жизни. Остальные не находят в нем своего призвания. Без административно-территориальной реформы эти процессы не остановить. Лет через 10 в сельской местности останутся одни пустыри.

— Мы становимся достаточно мощной аграрной страной, поэтому нас задевают процессы глобализации, — говорит Юрий Иванович. — Растет эффективность сельского хозяйства. Так, для выращивания зерновых на 10 тысячах гектаров нужно лишь 100 рабочих, для производства мяса — до 200. Численность работников и дальше будет сокращаться. Например, в США в аграрном секторе задействованы около 5 процентов населения. Чуть больше в Европе.

Поэтому у нашего села два варианта развития. Первый — латиноамериканский. Он предусматривает переселение разоренных крестьян в душные мегаполисы и маргинализацию сельской местности. Второй вариант — европейский, где в сельской местности живет 20–25 процентов населения. При этом сохраняется поселенческая сеть, а люди, не занятые в сельском хозяйстве, ездят на работу в город. В Европе село — это место для рождения детей и доживания старости. Село дает комфорт, а город — работу. Альтернативы нет. Колхозы с бригадами и звеньями не вернутся.

При этом миграция крестьян в города прекратится?

— Так было во всех странах, где провели административно-территориальную реформу. Нужно, чтобы работа для крестьян была в пределах возможного ежедневного

доезда. В Украине рабочие места концентрируются преимущественно в райцентрах и городах, потому что бизнес кучкуется вокруг власти. Дальше, в 15 километрах от райцентра, происходит ускоренная деградация сел. Молодые семьи выезжают, остаются одни старики. А среднее расстояние до райцентра по Украине составляет чуть больше 19 километров. Бывает и все 40. Поэтому, если глянуть на карту, у нас наметились пустоши.

Что мешает бизнесу прийти на село?

— Огромные административные преграды. Чтобы поставить предприятие, нужно хотя бы 20 гектаров земли, квалифицированная рабочая сила, инфраструктура, — то есть близость к городу. Для выделения земли нужно решение сельсовета, согласование с районом, изменение целевого использования участка областным советом. Инвестор не хочет давать взятки в четыре инстанции и морочить голову бюрократическими процедурами. К конфликту интересов подключается город, который должен предоставить коммуникации и рабочую силу. Выходит, наша организация власти не способствует приходу капитала. Из-за этого в селе нет ни работы, ни перспектив для инвестора.

Что делать?

— Нужно провести административно-территориальную реформу по примеру стран Европы и реформу местного самоуправления в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство — это позвоночник государства. В настоящий момент он у нас

рахитный В соответствии с хартией, самоуправление должно быть повсеместное. А у нас города областного значения имеют "магдебургское право". Другие города, городки и села принадлежат "лендлорду" — главе районной госадминистрации, у которого есть реальная власть и ресурсы. Это чисто феодальная система.

В Министерстве регионального строительства во времена моей работы в нем определили, какие должны быть территориальные единицы. Главное требование — она должна создаваться только тогда, когда определенные полномочия могут быть выполнены ею и только ею. Без делегирования полномочий или передачи детских садиков, школ и тому подобного. То есть четыре села объединяются, если в них есть "полный комплект" — ФАП, лаборатория, детсад, школа.

Базовой единицей устройства должна быть община (громада). Она включает по большей части город или поселок с окрестными селами. Крестьяне преимущественно работают в этом городе или поселке и получают в нем большинство социальных услуг. Возможность

доехать в центр — 20–30 минут. Если центры экономического притяжения слишком далеко, то община будет создаваться вокруг села. Это нужно для сохранения сельской поселенческой сети. Как показывает опыт других стран, в таких общинах со временем появятся экономическая активность.

Какие функции будут у районов?

— Новые районы будут состоять из теперешних трех-пяти. Они будут промежуточными звеньями между общинами и областью. На основе районов будут образованы врачебные округа. С введением страховой медицины нужно минимум 150 тысяч населения в районе, чтобы можно было обеспечить людей достаточно дорогой аппаратурой, а частота заболеваний позволила содержать врачей. В среднем район будет иметь 20 больниц. Это позволит ввести специализацию медицинских заведений. Но станции скорой помощи будут в каждой общине.

Также в райцентре будут осуществляться основные государственные функции под управлением или координацией государственных администраций. Они и будут контролировать легитимность решений органов самоуправления.

Сколько средств и времени нужно на реформу?

— Не так много — преимущественно на переделывание печатей и вывесок. Никто не будет гонять людей на перерегистрацию в налоговую.

Почему ни одно правительство не решается на такую реформу?

— Боятся зацепить бюрократию. Хотя расчеты показывают, массового вольнения не будет, изменятся лишь акценты. Не будет сельских голов, но каждое село будет иметь старосту — своего представителя в обществе. Уволятся 11 тысяч секретарей сельсоветов, но возникнет потребность в работниках социальных служб и жилищно-коммунального хозяйства.


Польша сократила количество воеводств

В начале административно-территориальной реформы в Польше и Чехии изменили структуру деления территорий и расширили полномочия органов самоуправления.
В 1999 году поляки сократили количество воеводств (областей) с 49 до 16, создали 308 уездов (районов) и почти 2,5 тыс.

гми

н (общин). В Чехии сформировали 14 самоуправляющихся краев (до реформы их было восемь) и 6242 общины.
В обеих странах общины получили право избирать муниципальное правительство и проводить местные референдумы, формировать бюджет и распоряжаться им, обеспечивать собственные социально-экономические, культурные и коммунальные потребности.


"Скорая" должна приехать за полчаса


Общины должны объединяться вокруг центров экономической деятельности. Это предусматривает концепция админреформы. Налоги должны идти в бюджет той общины, где люди работают и живут.
Центр общины определяют там, куда люди доезжают на ежедневную работу, — говорит один из разработчиков реформы Юрий Ганущак. — В каждом должны быть госструктуры — милиция, казначейство, управление

соцзащиты, пост пожарной безопасности.
В сельских общинах будет около 9 тыс. жителей. Среднее расстояние до центра — 10 км.
Территория общины не должна быть слишком большой. "Скорая", пожарная, милиция должны приехать в любой населенный пункт общины не позже чем через полчаса.


1400  общин должны создать в Украине согласно концепции административно-территориальной реформы. Они будут трех типов: городская, поселковая и сельская. Также предусматривается 100 районов, 24 области, Крым, города Севастополь и Киев.
Сейчас в Украине почти 500 районов, 171 город областного подчинения, 24 области, Крым, города  Севастополь и Киев.

 



Сейчас вы читаете новость «"Административно-территориальное устройство у нас рахитное"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть