Ексклюзивы
пятница, 08 апреля 2011 10:32

"Кучма причастен к гибели Вячеслава Черновола"

Генпрокуратура направила на дорасследование дело о гибели лидера Народного руха Вячеслава Черновола в автомобильной аварии 25 марта 1999 года на трассе Борисполь–Золотоноша. Главное следственное управление Министерства внутренних дел проведет дополнительные экспертизы, чтобы выяснить, была ли смерть насильственной.

Следствие уже 12 лет проводит полковник милиции в отставке Николай Степаненко, 62 года. На момент гибели Черновола он возглавлял Народный рух в Киевской области и фирму по поставке автозапчастей "Украинский сувенир". До того 24 года проработал в милиции, перед увольнением руководил тыловой службой УВД Киевщины. После автокатастрофы возглавил комиссию НРУ по расследованию гибели Вячеслава Черновола. Написал двухтомник "Почти все об убийстве Черновола". Готовит третий том — о расследовании этого дела при новой власти.

— Что это не случайная авария, я убедился через три месяца после смерти Вячеслава Максимовича. До этого узнал, что в "тойоте", в которой он ехал, не сработали подушки безопасности. Что за Черноволом в Кировограде следили. Что есть компромат на председателя колхоза, которому принадлежал КамАЗ, — до 80 тонн краденого зерна успели вывезти тем грузовиком. Что официальная схема ДТП невозможна. Закрыть глаза на эти факты нельзя.

Откуда берете ресурсы на расследование?

— У меня была фирма, которая поставляла автозапчасти из-за границы. Вкладывал свои деньги.  Сколько — не считал. Десятки раз под видом бизнесмена ездил в Днепропетровск, Кировоград, на Волынь. Со свидетелями сначала о бизнесе разговаривали, а затем расспрашивал, как сконструирован КамАЗ, как его можно использовать.

Какова ваша версия той автокатастрофы?

— Все происходило в три этапа.

Подготовка. Группа, которая готовила убийство Черновола, ожидала прихода КамАЗа на трассе. В 18.00 видели там репетицию с другим КамАЗом. Был еще запасной грузовик. Люди видели, как он заправлялся и ожидал в лесополосе. Но в показаниях для Службы безопасности и милиции эти свидетели отказались от своих слов.

Слежка. В Кировограде за Черноволом следили по указанию начальника УВД Кировограда Меленина. Знали маршрут, знали, когда он должен доехать до КамАЗа. Куделе дали команду выезжать из колхоза в 12.30. Он прибыл на место и ожидал на обочине. На Переяслав-Хмельницком контрольно-пропускном пункте был журнал, в котором записывали, какие машины проходят по трассе. Этот журнал позже уничтожили, чтобы никто не докопался, кто же ехал за Черноволом.

Авария. Когда "тойота" прошла определенную метку, Куделе дали команду двигаться. КамАЗ развернулся на трассе так, что легковик попал в так называемую зону гарантированного ДТП. Грузовик занял все полосы дороги и обочины. Куделя видел свет фар "тойоты" за 1200 метров. Пока легковик до него доехал, КамАЗ мог свободно развернуться трижды. Павлов в "тойоте" увидел грузовик где-то за 70 метров. Еще долю секунды летел, нажал тормоза и 34 метра двигался на всех колесах, пока не ударился.

Проверяли свою версию экспериментально?

— Мы в 2005–2006 годах провели десятки воссозданий. Брали разные КамАЗы, нашли "тойоту" такой же модели. Наш эксперт — доктор наук по линейной физике — снимал покадрово на несколько камер. На кадрах четко видно, как "тойота" залетает под прицеп. Когда КамАЗ резко разворачивается, прицеп наклоняется — поэтому он и насел на "тойоту".

В 1999 году я на миллиметровке нарисовал дорогу. С помощью калькулятора просчитал под сотню вариантов. Ни один из них под версию милиции не подходит. Остаются только два — КамАЗ внезапно развернулся перед "тойотой". Или же ее водитель был самоубийцей.

После гибели следственная группа 26 марта проводила эксперимент: может ли КамАЗ внезапно развернуться на дороге. Сказали, что без применения заднего хода не может. Открываешь книжку о КамАЗах и читаешь: грузовик разворачивается на 9 метрах. Следовательно, КамАЗ таки развернулся. От этого у него и согнулось дышло. Хотя следователи говорят — согнулось от удара "тойоты". Попробуйте ударить в дышло любой легковой машиной — не согнется.

Откуда вы это знаете?

— Разговаривал с водителем КамАЗа в 1999-ом, у которого на дышле арматура наварена крест-накрест. Говорит, беда этих грузовиков — как только резко разворачиваешь, дышло сгибается. Я ездил в Днепропетровск, где после ДТП работал Куделя. Хотел проверить, не нарушено ли в том КамАЗе рулевое управление, или, может, розворотный круг прицепа заварен и не позволяет развернуться с хода. Смотрю: приехал Куделя. Пообедал, сел в КамАЗ, на дороге 10 метров крутнулся и поехал в другую сторону.

Почему в "тойоте" не сработали подушки безопасности?

— Следственная группа провела экспертизу не сразу, а задним числом, в 2001-м. Эксперт написал: "подушки не сработали, потому что замедление скорости было таким, что удар был слабый". Следователь должен был бы сообщить об этом родственникам, и те могли бы подать в суд на производителя авто. Но в таком случае представители компании "Тойота" доказали бы, что такого не могло быть. Следовательно, легковушку специально подготовили к аварии. Могли отключить датчики к подушкам безопасности.

Где эти машины сейчас?

— КамАЗ, наверное, в хозяйстве, которому и принадлежал. А "тойоту" уничтожили осенью 1999-го. Разобрали, чтобы потом ее не исследовали повнимательнее. Мы нашли человека, который разбирал. Говорит, что подушки безопасности были в рабочем состоянии, потому и продал их. "Тойоту" брали в аренду у фирмы "Кинто". А станцию, где "тойота" проходила техническое обслуживание, тогда возглавлял Иван Куцик. Он дослужился до генерал-полковника милиции. Был директором СТО, гостиницы, заместителем руководителя аппарата Верховной Рады, правой рукой по некоторым вопросам у Владимира Литвина. Его фамилия фигурировала по делу об убийстве министра внутренних дел Юрия Кравченко.

Следователи принимают во внимание факты, которые называете?

— 90 процентов из тех фактов, которые я нашел и которые проверили в 2005-м, стали доказательствами. Когда дело передали в Генпрокуратуру, следователь Дембицкий согласился со мной относительно многих случаев. В 2006 году его заменили.

Общались с Куделей?

— Многократно. Он — жертва этого ДТП. До того момента, как вышел из КамАЗа и увидел трупы, он не знал, на что подписался. Когда понял, не мог стоять. Уцепился в КамАЗ и перепуганный дрожал. Люди, которые всем этим руководили, сказали ему: "Будешь что-то рассказывать, ответишь за зерно, за убийство". И уехали. А он упрямо повторял: "Стал, он летел 180 километров, я выбежал, махал руками". Для того, чтобы он выбежал и махал руками, "тойота" должна ехать за полтора километра.

Эксгумация Вячеслава Черновола поможет расследовать дело?

— Эта экспертиза может сразу расставить точки над "і". При условии, что от начала эксгумации и до подписания протокола от черепа Вячеслава Максимовича не будут отходить представители его родственников. Будут оставлять его только в опечатанном сейфе. Если оставят без присмотра, то его испоганят, как и предыдущие экспертизы, особенно по Павлову.

Если на черепе найдут следы от удара кастетом, то возникнет вопрос: почему этого не увидела целая бригада судмедэкспертов? Тогда поплывет и дело с самоубийством и выстрелами Кравченко, и дело журналиста Георгия Гонгадзе, где его тело то длинновато, то коротковато, то есть осколки у него в руке, то нет. Меньше пострадают те, кто организовывал и совершил это убийство, чем те, кто фальсифицировал доказательства. Я насчитал приблизительно 20 человек, которые за такое следствие досрочно получили звание.

Кому могла быть выгодна смерть Вячеслава Черновола?

— Выгоднее других — экс-президенту Леониду Кучме. Даже если он не заказывал убийства, то не был заинтересован в объективном расследовании. Значит, он к этому причастен.

Сейчас вы читаете новость «"Кучма причастен к гибели Вячеслава Черновола" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

45

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть