Секретарь Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман, 62 года, считает: главное задание детской психиатрии — научить ребенка жить со своей болезнью в нормальной социальной среде.
Как в последнее время изменилась в Украине детская психиатрия?
— В постсоветской взрослой психиатрии постепенно, под влиянием демократических изменений и Западной Европы, начали происходить определенные позитивные изменения. А вот в детской психиатрии — ничего нового. Когда захожу в детские отделения психиатрических больниц, то как будто попадаю в 1970-ые годы, когда сам работал детским психиатром. Конечно, другие медикаменты, персонал. Но не изменилась суть такой помощи: дети после такой больницы идут в специнтернат. Общество изолирует их от нормальной жизни.
Что в первую очередь нужно изменить?
— Например, сегодня в Киеве в детской психиатрии кроватей больше, чем в Великобритании в целом. И такая картина по всей Украине. Необходимо забрать детские отделения из психиатрических больниц и перенести в обычные медицинские учреждения, где лечат детей. В мире так давно делают. До 90 процентов должно составлять амбулаторное лечение и максимум 10 процентов — госпитальное.
Превратиться в сосульку и растаять, чтобы никому не мешать
Дети очень редко склонны к агрессии, чтобы их нужно было изолировать. А при амбулаторном лечении они максимально сохраняют социальные навыки. Потому что те, кто длительное время находится в интернатах или в психиатрическом стационаре, уже не способны жить нормальной жизнью. И это уже следствие не болезни, а нашей системы здравоохранения и отсутствия социальной психиатрии.
Какие недостатки и нтернатны х учреждений?
— Они хоть и подчинены Министерству труда и социальной политики, однако надлежащей социальной адаптации там нет. Как говорил один классик отечественной психиатрии, интернат — это кладбище погибшего ума. Там много людей, обреченных на такую социальную изоляцию. Некоторым поставлен неправильный диагноз.
Что нужно, чтобы избежать таких ошибок и не испортить ребенку жизнь?
— Наша страна приняла международную классификацию болезней — МКХ-10. Это единый для мира перечень. В отличие от России, которая оставила несколько своих диагнозов, Украина перешла на МКХ-10 полностью. Но подписать документ мало, его нужно еще и выполнять. А в нашей стране некоторые диагнозы из этого списка не ставят вообще.
В чем же проблема?
— У нас нет главного — специально наученных детских психиатров, которые знают современную мировую психиатрическую практику. Детская психиатрия, в отличие от взрослой, в Украине мало изучена. Не стоит думать, что западные психиатры могут все. Нет. Но они способны научить взрослого и маленького пациента жить с болезнью. Это главное задание психиатрии — адаптировать больного к социальной среде. А для этого нужно правильно поставить диагноз и правильно назначить лечение, а не выдумывать велосипед.
А какие именно болезни из того перечня не диагностируют в Украине?
— Например, гиперактивный синдром у детей. Хотя еще в 2004 году Всемирная ассоциация детской психиатрии признала его проблемой номер один в этой отрасли.
Какие симптомы этого заболевания?
— У детей с этим диагнозом наблюдается дефицит внимания. На уроке они не могут долго концентрироваться, как здоровые ученики, потому у них плохая успеваемость. При этом слишком активные и импульсные. Как правило, заболевание обнаруживают у ребенка, когда он приходит в школу.
Двоечник с плохим поведением — вот какое клеймо вешают обычно на такого школьника. Из-за этого у ребенка развивается комплекс неполноценности. От этого страдают все вокруг: учителя, родители... Но больше всего сам ребенок. У одного первоклассника с таким диагнозом психиатр спросил: какая твоя заветная мечта? Мальчик ответил: превратиться в сосульку и растаять, чтобы никому не мешать...
Многих ли таких больных выявляют в странах, где этот диагноз ставят?
— Расстройство имеют от 3 до 10 процентов детей школьного возраста. В каждом классе теоретически есть такой мальчик или девочка. Но мальчики страдают чаще. Думаю, такая же картина и у нас.
Из-за чего возникает болезнь?
— Из-за дефицита некоторых веществ, которые вырабатывает головной мозг. Ребенок не может управлять эмоциями. И если своевременно обнаружить этот синдром, то в меру дозревания коры головного мозга при правильной терапии от болезни можно избавиться. Если же не лечить, во взрослом возрасте на этот синдром может наслоиться депрессия, агрессия и другие психические заболевания.
Как складывается судьба ребенка, у которого не распознали эту болезнь?
— Обычно он меняет несколько школ, потому что от такого ученика все пытаются избавиться. Из-за импульсивности и эмоциональности такие дети в три-четыре раза чаще рискуют попасть в зависимость от наркотиков, алкоголя. Они сначала делают, а потом думают. И все это из-за болезни, а не плохого воспитания или низкого интеллектуального уровня. Ученик, который имеет гиперактивный синдром, может плохо читать и писать, потому чаще всего такому ребенку приписывают умственную отсталость. В действительности интеллект у него нормальный. Эти дети обычно очень креативны, открыты для общения, добрые, пытаются всем помочь. Главное — не дать им замкнуться в себе.
Что делать?
— Нужна коррекция поведения и состояния. Если это легкая форма, достаточно психотерапии. Если тяжелая — добавляется медикаментозное лечение. Но решить проблему можно только комплексно. Взрослые должны знать, как правильно обращаться с таким ребенком. Главное, чтобы окружение смогло своевременно распознать эту проблему. А диагностировать ее и определить стратегию лечения должен специалист — детский психиатр.
Комментарии
1