Летом напечатают новый учебник по истории для 11-го класса. Его написали Станислав Кульчицкий та Юлия Лебедева. Авторы существенно изменили описание Второй мировой войны сравнительно с версией 2005 года.
В учебнике 2005-го рассказам о боевых действиях Красной армии и УПА посвящено одинаковое количество страниц. В новом война Красной армии с немцами — основная тема рассказа, а о действиях УПА сказано столько же, сколько о советских партизанах.
— Всем говорят, что раньше было так, а теперь иначе, и во всем виноват новый министр, — комментирует автор учебников, доктор исторических наук Станислав Кульчицкий, 73 года. — Я не собираюсь защищать Табачника, но дело не в нем.
Вторая мировая началась 1 сентября 1939 года и закончилась поражением Японии. Это война планетарного масштаба. Великая Отечественная война на территории Советского Союза и Восточной Европы полностью укладывается в ее рамки. Какие здесь могут быть дискуссии? Также нельзя сравнивать масштабные боевые действия многомиллионной Красной армии с локальной борьбой подразделений УПА.
Изменение пропорций в подаче тем коснулось не только украинских повстанцев. Оно предопределено изменением структуры учебника. В старом основной материал составлял 90 процентов текста. Теперь — только половину. Остальное — задания и тесты, чтобы ученики учились думать и анализировать. В европейских учебниках так было всегда.
Мы старались не давать политизированных или идеологических оценок в основном тексте. Из дополнительных материалов ученики могут выбрать точку зрения, которая кажется им правильной. Кроме того, на ходу ликвидировали 12-летнее обучение, поэтому пришлось сокращать тексты многих разделов.
"Родители говорят одно, в школе — другое"
Преподаватели рассказывают об учебниках истории для старшеклассников России и Беларуси.
— В Российской Федерации постоянно переписывают, — говорит 58-летний Вячеслав Державин, учитель истории московского Центра образования №734 "Школа самоопределения им. Тубельского". — Педагогическая система в школе превратилась в политизированное воспитание патриотизма.
После распада СССР все советское, связанное с именем Сталина, втаптывали в грязь. Сейчас об индустриализации, участии в войне пишут сдержанно. Авторы учебников пытаются избежать конфликта в познании учеников. Ведь родители говорят одно, в школе — другое. Попытки выставить Сталина эффективным менеджером не нашли поддержки. Российскую освободительную армию генерал-лейтенанта Власова вспоминают в учебниках негативно. Можно понять ситуацию, корни их измены. Простить — нет. Лишь в одном учебнике в середине 1990-х РОА пытались представить как борцов со сталинизмом. Но государство отбросило его.
— Президент Александр Лукашенко поручил писать учебник своему бывшему преподавателю истории Якову Терещенюку. Каждый параграф начинался с описания событий в СССР, а уже потом — в Беларуси, — говорит доцент кафедры гуманитарных наук Белорусского государственного университета Александр Гронский, 34 года. — Великую Отечественную подают как войну белорусского народа против гитлеровской Германии за свою свободу, независимость и суверенитет. Создается впечатление, что Беларусь была практически независимым государством в составе СССР. Есть описание обороны Минска, Бобруйска, Орши, Витебска, Могилева, Гомеля. Будто и не было боев под Ровно, Киевом, Смоленском. По-видимому, именно поэтому цифры советских потерь очень часто пытаются представить как сугубо белорусские потери. Брестская крепость — это символ героизма белорусского народа, хотя известно, что основная масса защитников твердыни были родом не из Беларуси.
Комментарии
9