Сценарист и преподаватель театрального университета 62-летний Богдан Жолдак встречает на пороге своей столичной квартиры по ул. Сурикова в спортивном костюме. Говорит, что только из больницы, просит не пугаться.
Богдан Жолдак как редактор работает над фильмом "Киев, любовь моя".
- Название рабочее. Это фильм, который будет состоять из короткометражек. Я буду сводить вместе несколько сценариев, чтобы крутились вокруг главной истории. Основной сценарий написал харьковский милиционер, к сожалению, забыл его фамилию. Украинцы любят мечтать, спать с открытыми глазами. Поэтому мы - кинематографическое государство. Конкурс "Коронация слова" каждый год получает наплыв сценариев из глубинки, где ни клуба нет, ни кино не показывают.
Сценариев наплыв, а кино нет. Куда же те стопки сценариев исчезают?
- У нас снимают одну ленту в год. Владельцу кинотеатра выгоднее купить за 10-15 тысяч долларов голливудскую ленту, заработать на ней бешенные деньги. А фильм Михаила Ильенко стоит три миллиона долларов. Что, владелец его возьмет в прокат? Да ни за что! Недавно в прокат прорвался украинский фильм "Мудаки. Арабески". Он показал, что украинское кино на подъеме. Ни один студент в мире не побеждал на фестивалях с короткометражками. А наших молодых аж трое умудрились - Игорь Стрембицкий, Степан Коваль, Тарас Томенко. Раньше, если киношник хотел попасть на международный кинофестиваль, ему надо было проползти раком через 30 организаций. А теперь может послать фильм прямиком организаторам через сеть.
- Киев - столица комбинированных съемок. Еще в начале 1970-х у нас сняли страшный фильм "Возвращение с орбиты". Это кино о том, как пропадают советские космонавты. На международном фестивале фантастических лент фильм занял первое место за комбинированные съемки. Все такие съемки для русских фильмов "Ночной дозор" и "Дневной дозор" делались в Киеве. Так же, как и для сериала "Мастер и Маргарита" или массовые сцены в ленте "Тарас Бульба". В Киеве несколько студий снимают кино с помощью электронных технологий. Я видел несколько цифровых фильмов, меня поразил их гиперреализм. Скоро каждый будет иметь возможность записывать свои фантазии прямо на носители. Можно будет детские сны смать или наши романтические мечты о любви, которые мы даже обнародовать боимся.
Есть рассказ американского фантаста, в котором люди жили в квартирах со стенами-экранами. Они могли создать себе какие хочешь миры. Речь шла об опасности иллюзорной жизни. Нам это не угрожает?
- Пусть угрожает. Буду только рад, когда человек получит возможность смотреть свои мечты, а не то, что показывают по телевизору. Вот возьмем "Аватар". Это фильм, сделанный из воздуха. Там несколько живых героев, которые бегают туда-сюда, а основная часть - просто из ничего. Но картинка сделана так, что оторваться невозможно. Главное, чтобы воображение работало. Так как есть целые нации, лишенные воображения. Японцы, например.
Своих студентов-сценаристов я заставляю записывать сны. У нас все пишут под Стефаника или Григора Тютюнника. Чтобы заставить писать "под себя", надо вытянуть на поверхность подсознательное.
Горжусь своей любимицей Натальей Онищук. Она делает шоу " Х-Фактор". Когда ее показывают за кулисами, я визжу, как ненормальный, кричу родным: "Это моя студентка!" Она родом из Донбасса, из села. Другая студентка Ольга Дегтярник-Кричевская несколько лет тому назад продала сценарий в Голливуд. Через Венгрию и Петербург он реализовался в фильме Алана Бадоева "Оранжлав". Думаю, Вертов отдал бы руку за монтаж, который есть в этом фильме.
В позапрошлом году Богдан Жолдак издал детскую книжку в стиле мультипликации "Паленные волки".
- Это такие сказки. Я, старый дурак, писал их для 6-летней внучки. Сидим с ней вечерами и что-то придумываем. Мечта - это огромная сила. Вот Мел Гибсон снял "Храброе сердце", и буквально сразу шотландцы выбрали парламент.
Писатель создал сценарии к фильмам "Казаки идут", "Конотопская ведьма", "Иван и кобыла". Издал 11 книг.
Комментарии