Социально-документальный фильм "Исчезающая легенда" о нелегкой судьбе пастухов презентовали 23 ноября в Тернополе. В ленте показани одни сутки из жизни пастухов и весь процесс производства сыра.
Чтобы снять это уникальное видео, трое жителей Тернополя поехали в Раховский район Закарпатья, далеко от туристических маршрутов. Преодолели 5:00 УАЗе и еще столько же прошли пешком. Чтобы заснять сутки из жизни пастухов, авторам пришлось четыре дня и три ночи провести в экстремальных условиях. Заказчиком видео является известный тернопольский ресторатор Михаил Гросуляк.
В воплощении его замысла помогали Андрей Кулян из Тернопольского регионального центра по инвестициям и развитию и его товарищ, инженер по образованию, но оператор "в душе" Василий Мизюк. Сняли ленту в рамках реализации проекта "Путь промышленной культуры".
"Весь фильм нам стоил где-то 2000 гривен. Столько заплатили за два пакета продуктов, - рассказал Гросуляк. - Покупали крупы, лапшу, шашлык, пиво, водку. К пастухам люди приходят с продуктами. Пастухи спускаются с полонины по четыре месяца. Единственная их прибыль, кроме брынзы, это окот. Покупатели идут к ним за сыром, приносят и еду. Потому что настоящей брынзы с овечьего молока больше нигде не купишь, только в долине. Даже в Раховском районе продают уже с примесью коровьего молока. Но к пастухам дорога такая, что не то, что машиной - конем не проедешь".
"Здесь нет правильных кадров, рафинированного изображения и фотошопа", - сказал во время презентации Мизюк.
Авторов поразило, в каких тяжелых условиях живут пастухи. За день они проходят по 20 км, чтобы овцы напаслися. Спать ложатся в неприспособленных по меркам современной цивилизации условиях - под навесом у костра. А еще выдерживают сильные дожди, преодолевают болотистые участки...
"Это как индейцы, как вымирающий народ", - удивлялся Гросуляк. И добавил: "Если пропадет овца и пчела - мир погибнет".
"Раньше было 1200 овец, а теперь - 300. Когда-то кто имел скот - считался богатым, а теперь - бедняки. Сигареты были по 1,75, а теперь - 9 гривен. А молоко как было, так и осталось по той же цене", - жалуются герои фильма.
Ленту планируют показать на всех телеканалах и распространять через интернет.
Комментарии
2