В галерее современного искусства "Тейт Модерн" в Лондоне открылась выставка визуальной культуры Советского Союза "Красная Звезда над Россией". Представили фото, картины, плакаты, созданные с 1905-го по 1955 год, которые иллюстрировали ложную информацию.
"Живем в мире фальшивых новостей. Но это не фейки Twitter и YouTube - это то, что использовали еще в 1930-х, чтобы реальные люди исчезали", - сказала куратор Наталья Сидлин во время открытия выставки.
"Планировали посвятить экспозицию столетию Октябрьской революции, но она, перекликается с тем, что происходит во всем мире прямо сейчас", - рассказывает BBC Culture историк Мэтью Гейл.
Серия снимков с Иосифом Сталиным составляет "шкалу охлаждения". На первой фотографии видим "вождя" в окружении четырех его товарищей. Через 23 года - с того самого снимка три человека исчезли. В третьем варианте - на портретной открытке - Сталин остался один.
Те, кто попадал в ближний круг лидера и впадал в немилость, со временем исчезали из официальных фото. Манипулирование фотографией стало ключом для переписи советской истории. "Это одна из наших проблем сегодня - изображение очень убедительны, но ими очень легко манипулировать, - говорит Гейл. - Взаимосвязь между этими способами цензуры людей в истории и изображением Photoshopp является очень важным предупреждением для нас сегодня. Это показывает силу воздействия изображения на людей".
Манипулятивные изображения представлены также яркими баннерами и литографией. "В конце 1920-х и 1930-х узнаваемая фотографическая фигура используется в абстрактных композициях. Это одновременно доступно и авангардно. Даже при Сталине, когда социалистический реализм стал единственно приемлемым методом. К авангардистам относились предвзято - такой образ мышления о композиции оставался очень распространенным. Принцип продолжает оставаться чрезвычайно влиятельным сегодня в дизайне", - говорит Гейл.
В изображении эмансипированной женщины Адольф Страхов использовал типичное лицо и эпический фон. - говорит Гейл. - Такое сочетание, найденное во многих произведениях "Красной Звезды", взято из коллекции позднего графического дизайнера Дэвида Кинга. Они работают на личном уровне - убеждая советских граждан поддержать коммунистическую дело, и в то же время приобретать коллективных идеалов.
На плакатах, призывающих к поддержке в борьбе с фашизмом во время Второй мировой войны - в основном женщины. Это было сознательным решением из пропагандистских причин. "Там не было Сталина - очень трудно побудить людей ходить в бой и умереть за лидера Коммунистической партии, - говорит искусствовед. - Изображения матери или дочери будет работать гораздо лучше ".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Художник показал обнаженных пьяных женщин на фоне Кремля
Работы в "Красной Звезде над Россией" содержат важный аспект идеализма, отражающийся в искусстве еще с ранних времен. "Вспомните гигантскую голову императора Константина в Музее Капитолия. Это одновременно и пропаганда, и чрезвычайное искусство. Такой принцип геперболизации, увеличение образов, позволял вселить уверенность в будущем, по крайней мере, - что мы выбрали правильный путь, и все так, как надо".
Они также имеют нечто общее с религиозными образами. По словам Гейла, эта визуальный язык "начинается с населения преимущественно неграмотного и базируется на образности. А затем становится повторяющейся иконографией".
"Если посмотреть, как изображали Ленина, - увидим около шести различных "состояний". Он становится узнаваемым - христианская иконография работает точно так же".
Изображения, которые создавали художники, распространяли среди населения, а также использовали как пропагандистские инструменты типа "агитпропа поездов". Украшенные рисунками, они курсировали по стране, распространяли информацию с брошюрами, фильмами и публичными выступлениями.
Зарождалось уличное искусство. "Основоположник дизайна и рекламы в СССР Александр Родченко сделал абстракцию и конструктивизм широко доступными. Творил в плакатах, на поездах агитпропа, в газетах и журналах".
Это был дизайн для целей, а не просто для эстетического удовольствия.
"Авангардные артисты, которые творили в конце 1920-х и 1930-х в России, осознанно осуществляли пропаганду, - говорит Гейл. - Мы можем оценить художественные движения, сформировавшие эту виртуальную культуру. Но невозможно отделить их от политики. Это напоминает нам о всей ответственности и силе образа в истории".
Украинский художник Митя Чуриков в рамках Фестиваля молодого искусства устроил акцию "We are here - Мы здесь". Приняли участие художники, кураторы и сотрудники Минкультуры. Создали иллюзию захвата здания министерства. Действо состоялось ради одного снимка. Цель - показать, как картинки нашего жизни - в прессе, соцсетях, рекламе - формируют восприятие и искажают понимание реальных событий.
Комментарии
2