Гран-при 10-го фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA получила литовская картина "Разговоры на серьезные темы" (Pokalbiai rimtomis temomis) режиссера Гиедре Бейноруте (Giedr? Beinori?t?).
Картина состоит исключительно из разговоров, которые автор фильма провела с детьми. Их ответы на простые вопросы ("О чем ты мечтаешь?", "Что такое любовь?" и т.п.) - поражают. То, что слетало из уст экранных малышей, заставляло многих взрослых зрителей просидеть всю ленту с открытым ртом.
Глухонемая девушка, которая пишет стихи, привлекательный 13-тилетний мальчик читает Кастанеду, жизнерадостная девочка, которая считает, что "мир - это как машины, производящие мороженое", угрюмый подросток, которому не очень понравился "Гарри Поттер", ведь "в нем мало экшена..." - это лишь несколько уникальных по своей простоте персонажей, которые в этой ленте открывают перед зрителем свое видение мира. При просмотре картины в зале слышалось увлекательный шепот ("Гениально..." - часто повторял кто-то позади меня), смех и заколдованное молчание, во время которого глаза многих взрослых округлялись от простых истин, которые так точно формулировали дети.
В карьере Гиедре Бейноруте это уже девятая режиссерская работа. Поймав ее сразу после церемонии вручения наград Docudays UA, мы узнали о том, насколько непросто было найти столь любопытных детей, как долго приходилось налаживать контакт с каждым ребенком ради нескольких минут экранного времени и откуда возник такой, на первый взгляд, простой замысел.
- Как появилась идея снять такую ??ленту?
- Есть книга известной литовской писательницы, которая состоит исключительно из разговоров с детьми. Автор задавала детям серьезные вопросы и получала на них удивительные ответы. Когда я прочитала эту книгу, мне стало интересно визуализировать эти разговоры.
- Как вы отбирали детей для своего фильма?
- Мы достаточно долго отбирали героев этой ленты. Мы искали таких детей, которые могут описать мир вокруг себя и умеют объяснить свои чувства. Мы ходили в школы, в детские дома, музыкальные школы и т.д. В целом пришлось перебрать более ста человек. Я искала таких детей, которых раньше никогда не видела - это был главный критерий. В результате мы сняли 12 детей. Кто-то из них был из полноценных семей, другие - росли в приютах.
- Одна из девочек в фильме говорит на языке жестов. В фильме у вас с ней завязалась очень интересная и искренняя беседа - вы владеете этим языком?
- Нет. На экране не видно, но рядом со мной в это время стоял переводчик, который помогал мне понять эту девочку.
- Сколько времени понадобилось для того, чтобы записать разговор с каждым героем ленты?
- По-разному. От 20-ти минут до двух часов. Перед тем, как включить камеру, я очень долго искала общий язык с этими детьми. Играла с ними. Иногда на это уходило несколько месяцев. Сейчас я планирую выпустить DVD с фильмом, в котором будет размещен дополнительный материал, не вошедший в окончательный монтаж.
- Да, понимаю, ведь в результате хронометраж картины составил всего 64 минуты - это меньше, чем вы тратили на запись отдельного ребенка. Скажите, а эта картина была в прокате в Литве?
- Да, она показывалась в течение двух недель в больших литовских кинотеатрах, после чего еще немного дольше - в маленьких кинотеатрах. Ну, а теперь она показывается на фестивалях. Docudays UA стал вторым кинофорумом в жизни этой ленты.
- Сколько фильмов снимают в Литве?
- В прошлом году вышло пожалуй три полнометражных игровых литовских картин. Однако короткого метра было действительно намного больше. Не так давно в Литве снимали всего один-два полных метра в год.
Комментарии