Более 300 интервью с пассажирами и сотрудниками поезда №126 Киев - Константиновка провел в прошлом году режиссер Корней Грицюк. Съемки проходили в вагонах и на железнодорожных вокзалах. На основе собранного материала снял документальный фильм "Поезд Киев - Война". Выходит в прокат 12 ноября.
- Лента рассказывает об ужасах этой войны с простой человеческой позиции. Все герои совершенно разные, но каждый из них задела война, - говорит Грицюк. - Два месяца наша съемочная группа практически жила в поезде, беседуя с жителями оккупированных территорий и переселенцами. Хотя большинство из них не хотели общаться, а тем более говорить на камеру что-то о политике.
12,5 часов разделяют мирный Киев и небольшой промышленный город в Краматорском районе Донецкой области, сразу за которым начинается фронт. Это время бок о бок проводят люди с разными характерами, социальным статусом, политическими взглядами и убеждениями. Общаются, спорят, ссорятся, но едут в одном направлении. Все они стремятся добраться до мира.
Фильм иллюстрирует, что люди стремятся к миру и в основном хотят жить в Украине - единой и сильной. А те, кто имели какие-то сомнения, уже увидели, к чему приводит сепаратизм
Я родился в Донецке и прожил там более 20 лет. Для меня это не просто попытка снять кино на актуальную тематику. Верю, что фильм будет побуждать разговаривать между собой. К сожалению, российская пропаганда сделала свое дело и поставила часть украинцев друг против друга. Однако в поезде я увидел людей даже с очень разными взглядами, которые говорили о совместной - мирной жизни.
Это кино - голос людей и поиск диалога. Попытка поговорить о будущем. О том, как нам жить после войны. Рано или поздно все конфликты заканчиваются, политики меняются, но люди остаются.
Вы говорили, что работа над лентой не изменила ваши взгляды, что у вас есть сложившееся мнение о событиях.
- На Донбассе идет война за независимость Украины. Воюем с конкретной страной - Россией, которая благодаря пропаганде просто использует часть наших граждан в своих интересах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Донбасс можети стать зоной, похожей на Чернобыль, но гораздо больше - режиссер фильма "Атлантида"
Документальное кино развивается не по твоему сценарию. Можешь контролировать какие-то моменты, но не все. Во время работы всегда все равно ожидаешь, что может произойти что-то, что перевернет твое мировосприятие. Или сможешь узнать новое. Но наездившись в этом поезде, я не услышал ничего нового, кроме в основном пророссийских штампов. Никаких там альтернативных идей, почему эти "народные республики" должны быть, почему Донбасс чем-то отличается от остальной части Украины. Для меня это такой же регион, как Слобожанщина или Днепропетровщина.
Какова была ваша основная цель создания фильма?
- Люди, которые далеки от темы Донбасса - многих вещей не понимают. Почему так происходит в нашем обществе. Почему вообще произошла война. Как работает пропаганда. Своей основной задачей я ставил проиллюстрировать ситуацию. Этот поезд - срез мнений людей, которые ездят в одном транспорте, но по-разному относятся к войне. Хотя они из одного региона, но имеют часто противоположные мнения. Мне хотелось опровергнуть стереотипы, что на Донбассе, грубо говоря, 90 процентов - антиукраински настроены. Как по мне, таких взглядов там не намного больше, чем в любом другом украинском регионе. Думаю, фильм иллюстрирует, что люди стремятся к миру и в основном хотят жить в Украине - единой и сильной. А те, кто имели какие-то сомнения, уже увидели, к чему приводит сепаратизм.
Какой герой вам особенно запомнился?
- Все персонажи, которых я оставил после монтажа - меня зацепили. Других в кадре просто не. В частности, классная история о военном, который сам из Донецка, россиянин по происхождению, и пошел добровольцем в украинскую армию. Разрушает миф, что там каждый мужчина, который потерял работу, обязательно воюет против Украины.
В ленте есть ваши комментарии, но одновременно даете высказаться своим героям. Как нашли баланс между личным мнением и выслушиванием?
- Когда мы питчинговали проект в Госкино и Министерстве культуре, нам несколько раз отказывали. Мол, что это не патриотическое кино. Наверное, испугались того, что в кадре могут быть неоднозначные высказывания. Но мне хотелось сделать именно такое кино, чтобы там были разные мнения. Если бы хотел снять отбитую пропаганду, то было бы иначе. Тогда бы все герои рассказывали, как они ждут возвращения Украины, как поют гимн каждое утро. В реальности такого нет, к сожалению. И если будем просто закрывать глаза и говорить, что этих людей нет, они от этого не исчезнут. Поэтому мне казалось, что важно показать и другую точку зрения. Надеюсь, что такая форма откровенного рассказа позволит расширить аудиторию ленты. Возможно, посмотрят и жители оккупированных территорий, и им будет важно это услышать.
Почему вам важно, чтобы жители оккупированных территорий также увидели кино?
- Культура и медиа все же имеют какое-то влияние. Конечно, один маленький документальный фильм не сможет потягаться с пропагандой. Убедить людей, которые годами смотрят российское телевидение. Мы же с вами понимаем, что там нет сейчас украинских каналов. А население, которое осталось жить на оккупированных территориях - это в основном очень взрослые люди, мало кто из них пользуется интернетом. Не будут специально искать правдивую информацию. К тому же украинская пропаганда иногда тоже топорная. Работает в интересах нашего государства, но все равно вызывает у людей отторжение.
Мне важно, чтобы люди посмотрели фильм, потому что считаю, что подавляющее большинство жителей неподконтрольных территорий - жертвы этой войны. Очень малый процент взял оружие в руки и пошел совершать преступления против государства, против украинских граждан. А тем, кто занимают более нейтральную позицию или говорят "нам все равно, кто это будет, лишь бы перестали стрелять" - стоит услышать, что в Украине тоже люди не хотят воевать и погибать. Все хотят жить в мире и согласии. Важно, чтобы на той стороне это тоже увидели и почувствовали.
Все как-то привыкли к теме Донбасса, и многим хочется ее отторгнуть, забыть. Этот фильм - напоминание, что проблема, к сожалению, никуда не делась с повестки дня
Целевая аудитория картины - люди, связанные с Донбассом. Но полезно будет посмотреть и жителям Киева, Одессы, Львова, других городов Украины, где сложились стереотипы. До 2014-го было восприятие такое: в основном малообразованный рабочий класс, который голосует только за Януковича. С 2014-го стало еще хуже. В лучшем случае, что средний житель Донбасса - это переселенец, многие из которых не очень надежны. Можно понять, почему негативное отношение. Из-за случаев, когда жители Донбасса действительно шли совершать страшные преступления. И потому, что люди со всей Украины вынуждены уже седьмой год хоронить военных. Но все равно градус напряжения нужно понемногу уменьшать. Больше узнавать друг о друге. Не через пропаганду и призму телевидения, а через истории людей, общение.
Сколько из героев фильма живут именно на оккупированных территориях?
- Этот поезд больше заточен на те территории, которые мы сейчас не контролируем. Подавляющее большинство пассажиров едут именно туда - думаю, процентов 80. Мы видели, как они садятся к перевозчикам и едут через блокпосты. Основной контингент поезда - это люди, которые приехали в Украину по каким-то делам, а потом возвращаются. Или посещают своих родственников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нигде не хочется так любить, как на войне - режиссер фильма "Плохие дороги"
В 2014-м был популярен месседж "Єдина країна. Единая страна". Общество было сплочено вокруг проблемы. Все скидывались деньгами на армию. Пытались как-то приложить усилия к общему делу. В то лето все ждали, что скоро все закончится, и опять увидим украинский Донецк, Луганск, возможно, даже Крым. Но потом ситуация затянулась. И чем дольше будет тянуться, тем больше будем относиться к ней как-то буднично и воспринимать как новую нормальность.
Например, уже кажется нормальным 6-7 часов ожидания для того, чтобы попасть в Донецк через блокпосты. Так было до карантина. Сейчас люди вообще едут через Россию, и дорога из украинского города занимает 30 часов. Это какая-то аномалия. Но ко всему быстро привыкаешь.
Все как-то привыкли к теме Донбасса, и многим хочется ее отторгнуть, забыть. Этот фильм - напоминание, что проблема, к сожалению, никуда не делась с повестки дня. Сейчас это перемирие, но все равно обстрелы продолжаются, люди погибают, в частности на блокпостах.
Поезд в фильме предстает и как транспорт, и как образ. Для вас он является метафорой украинского общества в миниатюре?
- Да. В поезде, как и в нашей стране, люди с разными взглядами. У них могут возникать споры по многим вопросам. Но как и с этого поезда никак не можешь подеваться, потому что сейчас не так много вариантов, как доехать до Константиновки, так и из Украины. Конечно, каждый из нас в отдельности может эмигрировать, но все мы никуда никогда не поедем. Поэтому самим нужно все это как-то выгребать.
Фильм также о том, как быстро может закончиться мирная жизнь и начаться война, которую никто не ожидает. Ночной поезд - это метафора изменений, которые не всегда во благо. Сегодня вы в спокойном Киеве, мегаполисе с туристами, где работают аэропорты. И всего через одну ночь в пути вы уже на Донбассе, где самолеты сбиты ракетами, покинутые жилые помещения, аэропорты и станции разрушены. Наша картина - напоминание, что мир и война гораздо ближе друг от друга, чем это кажется.
Вы говорили, что лента закладывает фундамент для общественной дискуссии. Так как фиксирует целую панораму мнений, опытов, переживаний украинцев. Как вы думаете, возможен соответствующий диалог?
- Нашему государству нужно не искать велосипед, а посмотреть на опыт стран, в которых были похожие и успешные кейсы. Как в той же Германии, когда она была разделена на западную и восточную.
Важна политика шагов на сближение. Показывать, что жителей Донбасса здесь ждут. Что все хотят, чтобы мы снова начали нормально существовать в пределах одной страны.
Возможно, еще время не пришло, но в будущем диалог может быть. Но должен состояться между людьми, а не с марионетками, которых Россия наставила
Возможно, нужно начинать с каких-то маленьких, простых вещей. Поддерживать детей, семьи которых сознательно выбрали Украину. Например, программы для студентов делать. Чтобы они могли приезжать и видеть современную Украину, с реальными успехами.
Потому что мы понемногу забываем, что на седьмой год войны там многие дети уже выросли и просто не знают, что такое Украина. Для них это какая-то непонятная территория. Возможно, даже враждебная, из-за рассказов родителей или влияния телевидения.
На это нужно обращать внимание. Осознать, что это игра в долгую. Поэтому должна быть долговременная концепция, как с этим работать.
Хочется верить, что наиболее острая, горячая фаза уже позади. Это банальная фраза, что люди устали от войны, но от этой банальности никуда не пойдешь. На самом деле так и есть. И на территории свободной Украины, и на оккупированной. Возможно, еще время не пришло, но в будущем диалог может быть. Но должен состояться между людьми, а не с марионетками, которых Россия наставила.
Фильм заканчивается многоточием. В течение работы над картиной вы искали ответ на то, что ждет Донбасс? Каково ваше видение будущего?
- Я верю, что ситуацию все-таки можно изменить. Вернуть Донбасс на наших условиях. Но нужно настойчиво работать, выстраивать какую-то политику. Если просто будем повторять мантру, что эти территории когда-то вернутся, и ничего для этого не делать, то они либо никогда не вернутся, либо в таком виде, что это будет не очень-то и хорошо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вышла книга о ДНР в составе Украины и приключениях журналиста на войне
Если я понимал политику прошлой власти, то нынешней - не очень. То сегодня снова беремся о чем-то договариваться с Россией, то завтра президент произносит воинственные вещи, и как-то с иронией на это смотришь. Так какая у них идея вернуть Донбасс? Мягкие шаги, как с вузами - это хорошо. Но лишь одними студентами людей не вернешь. Или министр по вопросам реинтеграции говорит, что нужны всем пенсионерам какие-то банковские электронные кабинеты, чтобы они не ездили за деньгами, а снимали через платежные системы. Не понимает, что пенсии получают люди за 60, которые не умеют пользоваться смартфонами.
Сценарии варьируются от оптимистического, что сможем с трудом, но вернуть оккупированные территории - до пессимистического. Донбасс - это промышленный регион, где нужно вкладывать серьезные средства в экологию. Поддерживать, чтобы не произошло техногенных катастроф. Даже банально откачивать воду из шахт. Предприятия нельзя останавливать. Поэтому может быть ужасная ситуация, если все останется так, как есть. И добавится еще фактор того, что население будет просто стареть.
Фильм "Поезд Киев - Война" создан при поддержке Украинского культурного фонда. Премьера состоялась 23 августа в столичном кинотеатре "Жовтень" в рамках 49-го Киевского международного кинофестиваля "Молодость".
"Ленту надо немедленно показывать по теликах, - говорит арт-обозреватель Лена Чиченина. - Это попурри из мнений людей, которые едут из Киева на Донбасс, в Константиновку. А потом - в очередь на блокпосты. Там - на много часов. Их страшно интересно слушать. Учитывая, что и сам фильм интересно снят и смонтирован. Монтаж вообще порой очень ржачный. Но в целом - это документальная трагикомедия. Очень взвешенное кино, без истерики и перегибов. Такое искусство точно может объединять".
"Из многоголосия персонажей рождается картина событий на Донбассе. Со всеми противоречиями, гневом, глупостью, невежеством, а также самопожертвованием и способностью прощать", - говорит кинокритик Александр Гусев.
Комментарии