Красные флаги, вымпелы-отличия, пафосные фарфоровые вазы с портретами "вождя пролетариата" и несколькометровые полотна, подчеркивающие культ личности - все это сейчас можно увидеть в экспозиции Музея истории города Киева.Там проходит необычная выставка "Красный шум", посвященная визуальному давлению советской пропаганды на обывателя.
Показывают, как украинскую историю пытались перекрутить средствами изобразительного искусства. Все экспонаты – из коллекции Музея. Назвали выставку по аналогии с "белым шумом" — техническим понятием, обозначающим постоянный шум, распределенный по всему диапазону звуковых частот, которого невозможно избежать. Добавили прилагательное "красный" - был ведущим цветом в искусстве того времени, а заодно и синонимом слова "советский".
Музей одним из первых представил свою коллекцию искусства советского периода – в ключе декоммунизации. Интерпретируют искусство советского периода по-новому, чтобы переосмыслить опыт 70 лет, которые Украина была под влиянием враждебной идеологии.
Gazeta.ua поговорила с куратором выставки Екатериной Липой - о средствах, которые использовала советская пропаганда, искажении исторических фактов в картинах и пафосных подарках, которые впоследствии "вдохновили" Пшонку и Януковича.
Княгиня Ольга в венце и кокошнике
Для создания образа киевской княгини, жившей в Х в., автор картины использовала одежду московского царства ХVI в. На голове Ольги – венец князя Владимира, соединенный с кокошником.
"Конечно, тогда в атеистическом обществе еще не выходило на первый план, что Ольга – святая. Но княгине уделяли много внимания, она – мать и бабушка выдающихся князей. Это сильная женщина. Одежда княгини Ольги здесь – отсылка к русскому графику начала ХХ века Ивану Билибину, прекрасно иллюстрировавшему сказки, правда, русские.
Княгине уделяли много внимания, она – мать и бабушка выдающихся князей
Трудно сказать, насколько сознательно украинская художница так изобразила Ольгу. В 80-х знали меньше исторических фактов. Это уже не говоря об умышленных перевирараниях. Хотя если бы художница хорошо поискала, то могла бы найти книги с изображением средневековой одежды Руси. Но почему-то ей захотелось пойти за Билибиным - "красиво", красочно, еще и в Москве так делают, или в Петербурге.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Тело и Город": открылась выставка сестер Очередько
А возможно, так была вероятность проще пройти худсовет, который в советское время утверждал госзаказ. Определяли: годится – не годится, нужно переделать, или доработать. То есть собиралась комиссия, критиковали произведения. Причем, часто с точки зрения не художественных моментов, а именно с позиции идеологии", - говорит Екатерина Липа.
Орда и люди в одежде XIX века
Картину "Татары гонят пленных" написал в 1982 году художник Бельтюков из Петербурга (тогда – Ленинград – Gazeta.ua). Его произведение – исторический фейк.
"Картина, на которой татары гонят ясырь - это настоящий "русский мир" - с его искажением нашей истории. Картину заказали к открытию музея Истории Киева, В одном из залов было что-то вроде "иконостаса" – склеенные вместе рамы на всю стену. Почти все красноречиво "намекали" на "одиннарод".
А вдруг украинцы чисто на подсознательном уровне нарисуют что-то более патриотическое
Надо отдать должное, художники усердно поработали с имеющимся историческим материалом. Учитывая, что тогда не было интернета, нужно было ходить в библиотеку, рыться в книгах. Но то, что в конце концов сделали, получилось смешно. В центре – композиции несколько дедушек, прости господи, в косоворотках, одетые, как русские. Молчу уже, что на них штаны XIX – начала XX века. А на дальнем плане – парочка дядечек в красных кафтанах московских стрелков. Это настолько не наше – что трудно даже представить.
В центре композиции несколько дедушек, прости господи, в косоворотках, одетые как россияне
Картины для музейного зала заказали петербургским художникам, при том что в Киеве хватало живописцев. Поинтересовалась этими художниками, делая выставку – классические пропагандистские художники, сидели на идеологических заказах, писали лениных в ассортименте. Наверное, это была не случайность – власти заботились, чтобы чего не вышло. А вдруг украинцы чисто на подсознательном уровне нарисовали что-то более патриотическое", - рассказала Екатерина Липа.
"Если бы сейчас музею дали какое-то большое помещение – теоретически могли бы эти вещи вывесить. В этих картинах даже нет коммунистической символики – никаких серпов-молотов – бери и вешай. Но проблема в том, что такие экспонаты абсолютно перевирают историю. Сейчас статья в учебнике может быть правильной, в отличие от советских времен. Так же текстовка. Но картинку кто-то запомнит лучше, чем текст", - подчеркнула куратор.
Шатры вместо Киево-Могилянского коллегиума
Картину с казаками и гетманом Сагайдачным художник Бельтюков исполнил с особой "скрупулезностью": изобразил флажки казацких сотен, на поясе у мещанина - прорисовал особый "слуцкий узел".
Кроме того, автор взял точный портрет Сагайдачного. Однако картина также служила и до сих пор служит фейком.
"Вроде бы с Сагайдачным – все хорошо, если не смотреть, что тоже со стороны персонаж в косоворотке затесался. Изображение Сагайдачного взяли точное. Это посмертный портрет – гравюра, считается, что похожа на оригинал. Но тут дело в другом. Советской и российской пропагандой украинцы подавались как крестьянская нация, у которой никогда не было своей элиты, это, конечно, неправда, и тут вдруг у украинцев - университет появляется в начале XVII, а в России в XVIII.
Россиянам не хотелось признавать, что уже к тому времени Киев был развитым городом, с университетом, монастырями и церковными братствами
На картине – Киево-Могилянский коллегиум стоит на природе – как сельская школа, видны какие-то шатры на дальнем плане. Использовали часть гравюры, на которой изображен единственный сохранившийся из этих зданий староакадемический корпус Могилянки. Изобразили кусочек этого корпуса. Но крыша у него – соломенная. И вроде бы все это не в городе. Россиянам не хотелось признавать, что уже тогда Киев был развитым городом, с университетом, монастырями и церковными братствами, чего не было в России", - говорит куратор.
Кузнецы современности
Мозаика известных монументалистов Галины Зубченко и Григория Пришедко была создана в 1974 году. Украшает стену Института ядерной физики (НАНУ). Художники передали труд ученых – через физический труд кузнецов.
"Зубченко и Пришедько - известные киевские монументалисты. Считаются украинскими нонконформистами. Были полностью проукраинскими, показывали это открыто. Возможно, не подписывали письма с требованиями, как это сделала Алла Горская (художница Алла Горская направила в Киевский горсовет письма с требованием обнародовать и упорядочить места массовых захоронений жертв сталинского террора, в 1970-м ее убили советские спецслужбы - Gazeta.ua), их приятельница, но это были абсолютно наши люди.
Однако воспитание не имеет значения. Художники росли в определенных условиях, притом что мыслили самостоятельно, но все равно "нахватались" советских привычек. В Советском Союзе интеллектуальная работа с подачи Ленина всегда унижалась, по сравнению с физической. Не должно быть у народа авторитетов кроме коммунистической партии. А она подчеркнуто неинтеллектуальна – это партия рабочих и крестьян.
В Советском Союзе интеллектуальный труд с подачи Ленина всегда унижался, по сравнению с физическим
Притом, что произведение – прекрасная мозаика, ее нет необходимости декоммунизировать, закрывать щитами. Однако кузнецы на ней – красные, словно с намеком на определенную лояльность к красному флагу. Это чрезвычайно эффектная, роскошная работа, в которой интеллектуальный труд ученых преподносится через физическую метафору. Так или иначе интеллектуальный труд неосознанно художниками обесценен", - говорит куратор.
Вазы, коврики и тарелки с "вождем пролетариата"
В музее – большая коллекция "пафосных" подарков, которые преподносили городу или госучреждениям по случаю советских праздников. В основном это вазы с изображением Ленина, ковры с его портретами и посуда с советской символикой - вместо привычного цветочного орнамента.
"О вазах, ковриках и тарелках можно говорить вместе. Поскольку это все одного порядка явления. Но на разных социальных ступенях. Это все подарки. Были случаи, когда нужно купить презент школе, официозный – не что-то нужное. На площади Льва Толстого работал магазин" Украинский сувенир". Продавали работы народных мастеров. Были и советские "петриковские тарелочки" – с серпом и молотом вместо орнамента.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Скульптура из метеорита и картина на обоях" - в Киеве представили уникальные работы Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко
Начальству дарили вазы. Причем не в личный праздник. Вот на день октябрьского переворота райком коммунистической партии Голосеевского (тогда Московского) района дарит горькому "дурацкую" вазу с портретом Ленина. У нас вазы – это преимущественно подарки Киевсовету. Подписаны "От трудящихся Житомирской области трудящимся Киева", - рассказала Липа.
Государственный заказ и трендовые сюжеты
"Мифический царь Мидас попросил богов, чтобы все, к чему прикасался, превращалось в золото. А такое впечатление, что все, к чему ни прикасался "совок" – даже нормальному – превращалось во "что попало". Вазы из нашей коллекции вручную расписаны, мастерски и изысканно. Но эта роспись служит лишь обрамлением для деколов (наклеиваемый или выжигаемый элемент - Gazeta.ua) с репродукцией "лениных". На одной из ваз - довольно плохая фотография памятника, который в советские времена стоял на Майдане. Сразу и то, и то превращает художественное произведение в безвкусицу и бог знает что.
Интересно, что в "совке" было много вещей, которые не были обозначены в законах, но действовало определенное "право обычая". Все знали, как можно, а как нет. Была утверждена иконография "ленинов". Всюду признавались только несколько вариантов: профиль, анфас, кепка, без кепки. Не было попыток сделать что-нибудь менее формально. Это всегда был государственный заказ. Так кого-то допускали к "написанию передовиков" - кого-то нет.
Руководство союза знало, кто лояльный, профессиональный, чтобы этот "ленин" не был смешным. Тем мастерам, что "петриковку" рисуют – Ленина рисовать не разрешалось", - объяснила Екатерина Липа.
Краков подарил Киеву бронзового "вождя"
Ряд подарков в коллекции – от так называемых городов-побратимов Киева. Многие дарили в 1982 году.
"В 1980-е в мире даже без привязки к "совку" довольно развитым было движение городов-побратимов. Проводили недели городов-побратимов, торжественные мероприятия. Поэтому города дарили друг другу подарки. На выставке есть бронзовый шагающий Ленин – подарок Киеву от города побратима Кракова, притом, что в наших фондах есть много гравюр современных тогда художников Кракова, с видами города.
Также подарки из ГДР – от трудящихся Лейпцига. Тоже город-побратим. В 1982 году была команда: Киеву исполняется 1500 лет – давайте все отмечайте. И это тоже вымышленная дата - создана именно с пропагандистской целью", - подчеркнула Екатерина Липа.
Пшонка и Янукович получали "подарки из прошлого"?
Пафосные подарки, представленные в коллекции музея - напоминают экспозицию Музея коррупции в "Межигорье".
"Янукович, Пшонка выросли в том же совке. Для них, видимо, существовали определенные маркеры богатства и статуса – еще с тех пор. Что я начальник. Им такого хотелось – и им такое несли, вне зависимости от вкусов дарителя.
С одной стороны, официальные подарки на высоком уровне существуют в мире и по сей день. Но имеет значения качество и степень "глупости". Могут быть прекрасным дипломатическим жестом. Но это должно быть не очень дорого и достаточно изысканно.
Израильский экс-премьер Нетаньяху попал в скандал, держа у себя дорогие подарки. Считал, что ему преподнесли, а на самом деле – государству Израиль. А Ильхам Алиев в Азербайджане создал коллекцию президентских подарков. Музей для них проектировала топовая архитектор Заха Хадид – звезда мирового уровня. Там впечатляющие вещи – ковры из Азии, эксклюзивные авто, много эффектного. Это не считается личным. Хотя дарилось президенту", - говорит Екатерина Липа.
В "Красном шуме" – опирались на коллекцию Музея, которая у нас есть. После открытия в соцсетях спрашивали, почему мало экспонатов 1920-30 годов, когда формировалась пропогандистская машина. Потому что в нашей коллекции этого мало. Были псевдоисторические пропагандистские полотна – поняли, их нужно выставить с разъяснениями. Имели много "странных" подарков, портреты совершенно отвратительных персонажей – и хорошо написанные портреты.
Тех персонажей, именами которых недавно были названы наши улицы. А это люди, которые ненавидели все украинское. Как Чудновский (Григорий Чудновский - российский революционер, партийный и государственный деятель, организовывал репрессии против украинских патриотов. До 2016 года его фамилией называлась одна из улиц Киева - Gazeta.ua), который участвовал в резне Муравьева (Михаил Муравьев организатор массовых убийств в Киеве - Gazeta.ua) во время освободительной борьбы.
В коллекции – портреты совершенно отвратительных персонажей, именами которых до недавнего времени были названы наши улицы
Многие работы не вошли в экспозицию. Планируем отдельную выставку об октябрятах и пионерах. Также думаем о проекте, посвященном советской женщине. Вроде бы имела равенство с мужчиной. В определенные периоды, в начале Союза, - формально у советских женщин было больше прав, чем в Западной Европе. При этом испытывала абсолютное унижение. Советское общество давало женщине право пахать наравне с мужчиной – и оставалось "традиционным". Женщине предъявлялись только требования, никаких внутренних личностных свобод ей не предлагали, - рассказала Екатерина Липа.
Чтобы запомнить как звучит "красный шум" - в Музее призывают делать селфи, публиковать фотографии и делиться впечатлениями.
Выставка будет длится до 8 марта 2022 года.
В Музее истории Киева открылась персональная выставка киевского художника-абстракциониста Антона Логова. Художник представил работы за 12 лет. На выставке можно увидеть абстракцию, созданную как переосмысление крестов и квадратов Казимира Малевича. Скульптуру создали специально для одного из залов. Она сделана из картинных подрамников. Выставка "Вселенная" проходит в музее до 21 февраля.
Комментарии