Президент Владимир Зеленский стремился восстановить институциональное сотрудничество в переговорном процессе в Минске между Кабмином, парламентом и Офисом президента. Потому что Верховная Рада до сих пор не была достаточно осведомлена, что происходит на переговорах, а это тормозило запуск реализации принятых решений, сказал Gazeta.ua политик и дипломат Роман Бессмертный, коментируя состава украинской делегации Трехсторонней контактной группы в Минске.
Новый состав Зеленский утвердил 5 мая. Руководителем делегации остается Леонид Кучма, его заместителем становится вице-премьер Алексей Резников, а также в каждую подгруппу добавляется по одному представителю на уровне не ниже замминистра. Кроме представителей исполнительной власти, в состав украинской делегации вошли руководители нескольких профильных комитетов Верховной Рады. Обновленная делегация во время видеоконференции ТКГ 14 мая исключила возможность закрепления особого статуса ОРДЛО в Конституции Украины. Раз отметила, что выборы там должны состояться согласно украинскому законодательству. Россия возмутилась, что Украина отказывается от прямого диалога с представителями Донецка и Луганска.
Кулеба очень четко цитирует приоритеты - безопасность, гуманитарные вопросы, социальная сфера
Почему изменили представителей Украины? Какие это даст результаты?
- До этого участвовали только физические представители, а теперь сформировали делегацию. Но в указе президента выполнены не все требования законодательства по формированию делегации. Нет ни положения об этой делегации, не очерчены их задачи и компетенция, - отмечает Роман Бессмертный. Был представителем Украины в Трехсторонней контактной группе в 2015-2016 годах и в июле-августе 2019-го.
- Я так понимаю, это изменение имело несколько целей. Первая - восстановить институциональное сотрудничество в переговорном процессе со стороны Украины между Кабмином, парламентом и Офисом президента. Потому что парламент до сих пор не был информирован, что происходит на переговорах, а это тормозило запуск реализации принятых решений. Следующее - инкорпорировать соответствующие ведомства. Прежде всего, Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Также эти все ведомства будут осуществлять контроль за шагами в Минске.
Но есть ряд проблем. Например, сможет ли одновременно председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам выполнять свои функции и находиться как участник переговоров в Минске. Это свидетельствует о некомпетентности при формировании делегации. И поскольку все парламентские организации состоят по квотному признаку, то оппозиция может поставить вопрос, почему нет их представителя. Третье - на эту площадку будет привнесена идеология "Слуги народа", без этого никак. Дипломатия и внешняя политика - технологические вещи, которые делаются десятилетиями. Задача политиков в парламенте - формировать задачи и определять цель. Как ее достигать - дело уже дипломатов.
Для России эта замена состава ничего не значит. Относительно ОБСЕ, официальных Парижа и Берлина, то важно, чтобы эти действия были с ними согласованы. Негативно реагируют, когда их о подобном не информируют.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зеленский повторяет ошибку предшественника. Минские соглашения надо отменять
Изменилось что-то в позиции официального Киева в переговорах?
- Изменение лучше видно по сравнению риторики министра иностранных дел Дмитрия Кулебы после онлайн-переговоров с коллегами в нормандском формате и заявлений Андрея Ермака через сутки. Кулеба очень четко цитирует приоритеты - безопасность, гуманитарные вопросы, социальная сфера. Ермак через сутки вышел в эфире и говорил путано. Очевидно, между министром и руководителем Офиса дискуссия. Причиной может быть неустроенность внешних контактов руководителя Офиса, который делает какие-то действия вне собственной компетенции и законодательства Украины. Это сказывается в том числе на работе делегации. Отсутствие единой позиции очень вредно.
Украинская сторона отвергла идею создания Консультативного совета?
- В мозаике вокруг Консультативного совета хорошо просматривается непоследовательность и непрофессиональность нынешних руководителей. Они принимают решения субъективно, потом их отменяют, не видят логики процесса и сами себя заводят в тупик. Надо иметь в виду, что это решение как и появление делегации теперь - составная чего-то большего. Часть уже сделана, часть, возможно, провалена. Может быть, Козак и Ермак имели договорняк, который уже не сбудется и поэтому происходит суета
Консультативный совет - это крючок, который дальше бы потянул не просто субъективизацию ЛДНР в переговорном процессе, а прямые переговоры Киева с ними. Вывод России в статус нейтрального государства моментально делало переговоры двусторонними. А дальше бы шло к предоставлению ОРДЛО специального статуса. Это аксиомы. А президент Зеленский и Ермак не понимают этой логики, поэтому суетятся. В дипломатии сначала изматывают противника, пока ему уже ничего ответить. А украинская сторона сделала паузу. Россия теперь напоминает, а нашим отвечать нечего. Может еще и потому сформировали делегацию.
Что изменит в переговорах заявление Грызлова о том, что "Представители Киева активно пытаются "выдавливать" представителей ДНР и ЛНР из рабочих групп и Контактной группы"?
- Заявление России - составная информационной войны. С украинской стороны нет выработанной стратегии, тактики и поэтому такие вещи бомбардируют процесс. Несколько таких заявлений в переговорном процессе - и можно не выдержать, а еще хуже - уступить. Но в этой ситуации есть возможность правильно реагировать. Для этого надо иметь опыт и понимание, как реагировать и реагировать ли вообще. Для Украины крайне важно - продумать стратегию.
Трехстороннюю контактную группу я всегда считал тактическим инструментом. Он может давать паузу в тактических выигрышах, но не может стать ключевым инструментом победы. Победа в войне достигается армией. А дипломатия, оборонно-промышленный комплекс, финансовые учреждения выполняют свои вспомогательные функции. Верховный главнокомандующий пока не готов принять эти аксиомы.
Россия гнет свою линию, а украинская сторона суетится
Украина предложила в ТКГ проверить свое имущество на оккупированной части Донбасса и вернуть налогообложения и системы расчетов в пределы Украинской правового поля. Это удачная идея?
- Это контрход. Используется с самого начала переговорного процесса. Когда представители Москвы предложили восстановить экономическое сотрудничество с оккупированными территориями, то Украина поставила вопрос ревизии, возвращение гласности физическим и юридическим лицам, уплаты налогов и единой финансовой системы. На этом все остановилось, потому что в России явный обвал хозяйственности на оккупированной территории. Но все время бросает экономические требования. Стремится к банкрутированию Украины. Вспомним, как напоминали Украине об обязательствах по выплате пенсий. Украина так же использует как серьезный тактический аргумент проверку имущества, потому что это в России слабое место.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: У Зеленского прокомментировали российские "игры за спиной" в Берлине
Заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак ездил в Берлин консультироваться о конфликте в Украине. О чем могли говорить?
- Не стоит переоценивать этот визит Козака. Потому что это первый визит в его статусе. Наиболее вероятно, был ознакомительным. Он заявил после визита том, что должен был заявить, что Украина не выполняет свои обязательства.
В то время очень беспокоит, когда Россия гнет свою линию, а украинская сторона суетится. Не говорят о плане, линие поведения. Не озвучивают четко, что решение политических вопросов без безопасности невозможно.
Как сейчас можно охарактеризовать события на Донбассе, на каком этапе продолжается противостояние?
- Это позиционная война. Не использую термин "гибридная", так пока люди умирают на фронте и в тылу - это в прямом смысле война. Все зависло в константе. До прихода Зеленского Украина владела тактической инициативой. Доминировала на линии фронта. Но верховный главнокомандующий остановил этот процесс. И сегодня возникла проблема с количеством личного состава, вооружений воинских частей, является потеря инициативы на линии фронта. Это позволило противнику перейти в позиционное противостояние. Стагнация влияет и на переговоры ибо все процессы взаимосвязаны, ссылающиеся. Помните фразу: "Мне некогда заниматься стратегией"? Пока нет стратегии - не разработаешь тактику. А если нет тактики, то все сводится только к человеческому фактору. А это высокий риск ошибок.
Украина отметила важность выполнения договоренностей лидеров "нормандской четверки", достигнутых во время саммита в Париже. Также говорилось о необходимости выполнения безопасности требований, в частности относительно соблюдения установленного режима тишины. Настояла на безусловном и беспрепятственном доступе наблюдателей на всей территории страны в пределах международно признанных границ. В гуманитарной группе продолжена работа по формированию списков для следующего этапа взаимного освобождения удерживаемых лиц и списков пропавших без вести. Украинская сторона настояла на взаимном освобождении удерживаемых лиц в формате "всех на всех". Кроме того, на обеспечении доступа к удерживаемых лиц на временно оккупированных территориях Украины.
Комментарии
1