Наблюдательный совет государственной Укрзализныци, решил остановить ранее анонсированную министром Владиславом Криклием реструктуризацию компании. В соответствующем документе НС также заблокированы капитальные инвестиции в инфраструктуру. И в частности 7 млрд грн в обновление грузового вагонного парка.
Об этом говорится на Site.ua в колонке политолога и руководителя аналитического центра "Третий сектор" Андрея Золотарева.
Как сообщает эксперт, решение было принято по формальному бюрократическому поводу – в связи с обращением нардепов группы "Довира" в правительство. Их не устроили шаги УЗ по реформированию компании в соответствие с требованиями ЕС, и – снижение тарифов на перевозку вагонами для бизнеса в период экономического кризиса.
"Нардепы из группы "Довира", имеющей репутацию лоббистов олигархического кооператива, в конце 2020 года обратились в Кабмин, мол, снижение цен и тарифов – это плохо, при этом никаких экономических расчетов не дали, а о том, что это антикризисная мера поддержки экономики оставили за рамками своего послания", – пишет Золотарев.
Он отмечает, что таким образом Набсовет останавливает одобренные им же решения компании о реструктуризации, новой тарифной политике, а также об инвестициях в капитализацию (обновление локомотивов и вагонов). В том числе, в решении НС отменяется новый порядок, которым в рамках борьбы с коррупцией был ужесточен контроль за закупками "УЗ".
Это может поставить крест на выполнении международных обязательств с ЕС, ведь если остановить нынешний процесс реформирования "Укрзалізниці", это нарушает обязательства Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕC.
Ранее с целью имплементации данных обязательств был принят указ президента Владимира Зеленского. "В 2019 году это было закреплено соответствующим Указом президента, в котором ставилась задача провести реструктуризацию "Укрзалізниці", создать условия для конкурентного рынка в сфере железнодорожного транспорта. На уровне правительства был подготовлен план мероприятий по реализации реформы", – поясняет политолог.
Он рассказал, что в конце 2020 года новая команда "Укрзалізниці" начала реализацию плана вывода из кризиса и реформирования "Укрзалізниці". Была поставлена вполне конкретная цель вернуть компании 40% рынка грузовых ж/д перевозок. Началось разделение на отдельные вертикали в компании, специализированные на инфраструктуре и грузоперевозках. Созданы структуры: филиал грузовых перевозок "УЗ Карго" и оператор инфраструктуры "УЗ Инфра". За результаты работы "УЗ Карго" отвечает коммерческий директор Иракли Езугбая, в 2000-х руководил железной дорогой в Грузии.
"Позитивные сдвиги уже начались. Увеличивается оборот вагонов, возвращаются клиенты, компания снизила тарифы для бизнеса в разгар экономического кризиса. Запустила логичные бизнес-процессы, где логист выходит напрямую к заказчику, исключая возможность паразитировать на неповоротливости такой большой структуры как "Укрзалізниця", – оценил первые шаги новой команды эксперт.
Все это, по его мнению, не отвечает интересам ряда олигархов. В декабре на компанию началась информационная атака.
При этом, по словам Золотарева, информацию о решении Набсовета "в сеть "слил" экс-директор по развитию бизнеса "Укрзалізниці", уволенный в мае 2020 года (проработал в УЗ на топ-должностях аж с 2014 года). Правда результаты работы этого менеджера трудно назвать развитием – доля компании на рынке грузовых перевозок упала до 19%, а парк вагонов с 2018 года обвалился почти на 11 тысяч вагонов".
Он обращает внимание, что в Верховной Раде уже создана временная следственная комиссия /ТСК/, которая и должна проверить кто и почему при прежнем руководстве довел "Укрзалізницю" до плачевного состояния и многомиллиардных убытков. А разбираться есть в чем. Взять хотя бы массовый ввоз структурами олигархов списанных вагонов из РФ.
"Решение резонансное и скандальное по своей сути, так как все может обернуться не только экономическими, но и весьма серьезными репутационными потерями для государства… для украинской власти это рискует обернуться очередным примером неспособности выполнять взятые на себя обязательства", – заключает политолог.
Комментарии