четверг, 09 августа 2018 12:37

В школьной программе будут подробно изучать Голодомор: что по этому поводу думают украинцы

В школьной программе будут подробно изучать Голодомор 1932-33-х годов. Министерство образования и науки Украины и Национальный музей "Мемориал жертв Голодомора" подписали меморандум. Эти образовательные учреждения будут разрабатывать и создавать программу для средней и высшей школы. Сейчас тему Голодомора ученики изучают в 10 классе в рамках дисциплины "История Украины".

Автор: rg
  В 1932-1933 годах более половины всех смертей в СССР приходились на Украину
В 1932-1933 годах более половины всех смертей в СССР приходились на Украину

Gazeta.ua спросила украинцев, какие еще страницы украинской истории нужно в школе изучать подробно и как их следует интерпретировать.

Тарас Лютый, 45 лет, философ и писатель, Киев:

Нужно изучать не только поражения, но и победы. Хотя, о них можно вполне говорить в период, начиная с независимости. Важно вспоминать о событиях, произошедших с другими народами: о Холокосте, депортации крымско-татарского народа. Интерпретируя историю, важно не замалчивать, а говорить: что удалось, что нет; в чем мы были правы, а где нуждались во взвешенных шагах; почему мы поступали так или иначе. К советскому периоду украинской истории я отношусь скептически. Поскольку индустриализация и развитие экономики Украины того времени были важны прежде всего для России, которая видела себя центром власти. Но этот период нужно подавать, как, впрочем и другие периоды, с разных позиций. Ученик должен учиться понимать и делать выводы самостоятельно.

Татьяна Веркалец, 38 лет, учитель истории, Полтава:

Голодомор нужно освещать не только в 10 классе, но и в начальной и средней школе. Впрочем составления соответствующих материалов с учетом возрастных и психологических особенностей детей до сих пор нет. В этом контексте стоит перенять израильский опыт изучения Холокоста. Эта тема охватывает все возрастные группы - от малышей до взрослых. При создании исторической самоидентичности, сознания украинцев не следует опираться только на школу. Нужно вообще просвещать население - создать продукт, который будет пропагандировать, знакомить с историей, событиями, лицами. В 90-х годах, когда я училась, методы преподавания истории не отличались от нынешних. Единственное важное различие подходов - это понимание событий 9 мая - от праздника Победы ко Дню памяти и примирения. Сейчас, кроме изложения фактов, ученикам надо привить культуру почитания. То есть на праздник не устраивать концерты и запускать фейерверки, а зажигаем свечу и молимся.

Темы Голодомора, Второй мировой, ОУН и Бандеры следует подавать без лишней героизации или трагизма. Эмоциональное восприятие истории превращает факты в клише

Максим Кобелев, 29 лет, программист, Киев:

Я учился в школе в 2000-е. Тогда более-менее изучали все исторические события. Было бы интереснее, если бы сейчас историю преподавали в обратном хронологическом порядке - от современности (которую все дети знают, видят, слышат) к доисторическим временам, а не наоборот. Так причинно-следственные связи были бы более понятны, очевидны, интереснны. Стоит делать больше акцент на истории украинцев как нации, а не просто Украины как территории, ограниченной современными границами. Я бы давал больше информации о вековых стремлениях украинцев к свободе. В частности, о сопротивлении украинцев советской оккупации: селянские восстания во время Голодомора, партизанщина и подпольная борьба в 20-х годах против большевиков, восстание в ГУЛАГе, о борьбе ОУН в межвоенной Польше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Советским крестьянам запретили владеть едой

Наталья Позняк-Хоменко, 46 лет, сотрудник Украинского института национальной памяти, Киев:

Я училась в советской школе. Историю подавали в духе "соцреализма" и с упоминаниями о "голодающих Поволжья" в 1921 году. Ни словом не упоминали о Голодоморе и репрессиях. Борьбу УПА подавали, как борьбу отважных энкаведистов с "буржуазными националистами". В 8-м классе читала "Человек и оружие" Олеся Гончара. Тогда спросила у папы, кто такие репрессированные. Когда он рассказывал, не поверила. В моей голове не укладывалось, что такое могло быть. Поэтому историю надо знать и учить о Голодоморе, Второй мировой, ОУН и Бандере. То, что эти темы возвращаются в школьные учебники - это безусловный плюс. Эти темы следует подавать без лишней героизации или трагизма, как это было до сих пор. Эмоциональное восприятие истории превращает факты в клише, которые делают историю однозначной и плоской. Интересно было бы подавать уроки истории в форме дискуссий. Дети должны учиться мыслить и анализировать историю, выстраивать исторические параллели, видеть очевидные причины и исторические подтексты. Тогда уроки прошлого станут учебником для моделирования будущего.

Стоит делать больше акцента на истории украинцев как нации, а не просто Украины как территории

Михаил Бойченко, 45 лет, кандидат философских наук, Киев:

Давно следовало расширить изучение истории искусственных голодоморов, которые организовывала советская власть в Украине. Надо максимально привлечь как данные Института национальной памяти, так и книги иностранных историков. Отдельно стоит упомянуть резонансное исследование американской журналистки и историка Энн Эплбаум "Красный голод. Война Сталина против Украины". Следует тщательно представить и другие аспекты советской модернизации - не только ее цену, но и степень участия в ней украинских и иностранных специалистов. Надо, чтобы было видно, что модернизация в Украине в ХХ веке - это не только советское достижения. Также следует акцентировать, что украинцы принимали участие во Второй мировой войне не только в составе двух преимущественно противодействующих сил - Красной армии и УПА, но в рядах других армий Европы и даже Америки. Во время уроков следует привлечь элементы личной истории украинских семей, собственный опыт дедов и прадедов. История должна быть не просто интересной, но способствовать формированию ценностей и мировоззрения школьников, воспитывать их патриотизм.

Американский штат Огайо признал Голодомор 1932-33 годов в Украине геноцидом украинского народа. Соответствующее прокламацию издали губернатор штата Джон Касич и вице-губернатор Мари Тейлор.

Сейчас вы читаете новость «В школьной программе будут подробно изучать Голодомор: что по этому поводу думают украинцы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 4069
Голосование Стоит ли с детьми учить уроки?
  • Ни в коем случае не надо
  • Всегда нужно
  • Надо до 5 класса
  • Нужно, если ребенок заработал плохую оценку
  • Нужно только проверять выполненное задание
  • Надо, если об этом будет умолять ребенок
Просмотреть