Ексклюзивы
вторник, 31 октября 2017 09:11

"Это не реформа медицины, а сокращение расходов на здравоохранение" - эксперт
7

19 октября Верховная Рада приняла медицинскую реформу. Во втором чтении и в целом депутаты проголосовали за проект закона "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств".

О спорных моментах закона и рисках в реализации реформы рассказала 40-летняя Нина Чалая, доктор наук государственного управления, профессор кафедры маркетинга и управления бизнесом Национального университета "Киево-Могилянская академия", эксперт Аналитической платформы стратегических коммуникаций, соавтор Доктрины сбалансированного развития "Украина 2030".

Автор: Сергей Старостенко
  Нина Чалая родилась в Киеве в семье служащих. Окончила Киевский политехнический институт по специальности "Медицинские акустические и биоакустические приборы и системы". Второе образование получила в Харьковском национальном университете имени Каразина по специальности "Международная экономика". Училась и стажировалась в Европе - Германии, Швеции, Нидерландах. Замужем, воспитывает сына. Увлекается плаванием и вышивкой. Любимый фильм "Мирный воин".
Нина Чалая родилась в Киеве в семье служащих. Окончила Киевский политехнический институт по специальности "Медицинские акустические и биоакустические приборы и системы". Второе образование получила в Харьковском национальном университете имени Каразина по специальности "Международная экономика". Училась и стажировалась в Европе - Германии, Швеции, Нидерландах. Замужем, воспитывает сына. Увлекается плаванием и вышивкой. Любимый фильм "Мирный воин".

Что должно стать результатом реформы здравоохранения?

Прежде всего следует исходить из рационального поведения и безэмоционального принятия государственных решений. Что это значит? Нужно определить проблему, проанализировать ее, понять принципы ее решения, разработать несколько альтернативных вариантов и оценить их, выбрать самый лучший. Оценить последствия и риски. И напоследок подготовить алгоритм внедрения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали основные риски медреформы

Что же мы имеем с медицинской реформой? Анализ проблемы, разработка концепции реформирования отрасли - эта работа была выполнена. В то же время в том, что назвали реформой здравоохранения, были заложены ошибочное утверждение и логика. Поясню на примерах.

К чему мы стремимся? Улучшение здоровья населения, рост продолжительности жизни, сокращение смертности. Но эти показатели зависят не только от системы здравоохранения, но и поведения личности, окружающей среды. Поэтому сводить реформу к тезису "деньги ходят за пациентом" - это ложный путь. В логике человекоцентрической модели доктрины устойчивого развития "Украины 2030" главной ценностью является человек, его жизнь и здоровье. Получается, что лучший врач - это тот, у которого люди не болеют, соответственно такому и надо платить. Это если говорить о первичном звене.

Сводить реформу к тезису "деньги ходят за пациентом" - это ошибочный путь. В логике человекоцентрической модели главной ценностью является человек

Второе. Время и алгоритм внедрения реформы. Многие могут вспомнить, как в Евросоюзе переходили на единую валюту - евро. Сначала были двойные безналичные расчеты: и в валюте страны, и в евро. Затем - перешли на безналичные расчеты в евро. А потом - наличные. Но самое главное: все знали, когда это произойдет, как и что делать. Очевидна коммуникация и работа с населением, обучение специалистов в этой сфере.

Что происходит с реформой в медицине: голосуем 19 октября 2017-го, а вступает в действие 1 января 2018. Это нарушение не менее трех документов: Конституции, Бюджетного кодекса, законодательства о здравоохранении.

Принятие этого закона странным образом совпадает с бюджетным процессом. Просматривается вывод, что это не реформа здравоохранения, а сокращение расходов на отрасль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Больше всего выиграют на первом этапе врачи, а в итоге - пациенты

И последнее, самое главное - деньги. На реформу здравоохранения в Украине Всемирный банк в 2015 году выделил кредит - более 214 миллионов долларов. Действительно ли за эти деньги надо было спешно и манипулятивно принимать такой закон? Это наиболее эффективное и оптимальное расходование кредита, который мы будем возвращать. Мы на самом деле за деньги Всемирного банка смогли разработать Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения" (об автономизации учреждений здравоохранения) и проголосованный Закон Украины "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания". По сути оба сводятся к трансформации финансовых потоков.

Автор: Сергій Старостенко
  Эксперт по государственному управлению Нина Чалая. В 2003-2005 годах возглавляла украинское филиал Лейпцигской союза менеджеров по кооперации "Запад-Восток", локальный эксперт в проекте TACIS. Преподавала в Академии муниципального управления. С 2007-го преподает в Национальном университете "Киево-Могилянская академия". Более 10 лет сотрудничает с органами государственной власти, в частности с комитетами Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики и по вопросам здравоохранения, Министерством экономического развития и торговли Украины, а также Украинским национальным комитетом Международной торговой палаты, Киевской Торгово-промышленной палатой. Эксперт "Аналитической платформы стратегических коммуникаций", соавтор Доктрины сбалансированного развития "Украина 2030"
Эксперт по государственному управлению Нина Чалая. В 2003-2005 годах возглавляла украинское филиал Лейпцигской союза менеджеров по кооперации "Запад-Восток", локальный эксперт в проекте TACIS. Преподавала в Академии муниципального управления. С 2007-го преподает в Национальном университете "Киево-Могилянская академия". Более 10 лет сотрудничает с органами государственной власти, в частности с комитетами Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики и по вопросам здравоохранения, Министерством экономического развития и торговли Украины, а также Украинским национальным комитетом Международной торговой палаты, Киевской Торгово-промышленной палатой. Эксперт "Аналитической платформы стратегических коммуникаций", соавтор Доктрины сбалансированного развития "Украина 2030"

Принятый закон отменяет институт бесплатной медицины в Украине?

При рассмотрении из текста законопроекта был исключен термин "сооплата". Об этом сообщали во время прямой трансляции. Но правки обсуждали 3 дня. Конечный текст принятого закона еще никто не видел.

Вместе с тем наличие различных пакетов медицинских услуг предполагает сооплату, даже если этот термин изъят. А это нарушение Основного закона.

Наличие различных пакетов медицинских услуг предполагает сооплату, даже если этот термин изъят из закона

Ведь в статье 49 Конституции Украины говорится, что "каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реформу невозможно сделать, сократив финансирование

Слово "страхование" используется в законе о медицинской реформе более 100 раз. Роль государства в этом процессе усиливается?

Любой новый закон надо начинать читать с заключительных положений. Довольно часто там скрыта цель принятия документа. В заключительных положениях этого закона сказано: Кабинету министров поручено в течение 3 месяцев проработать вопрос введения общеобязательного государственного социального медицинского страхования. Поэтому будем ждать, каким образом это сделают.

Логично было бы сначала определить правила игры, внедрить медицинское страхование, аккумулировать ресурс, а затем переходить к сооплате за услугу.

Многих беспокоит вопрос, не произойдет ли с фондом медицинского страхования то же, что с Пенсионным? Не станет ли он внезапно банкротом?

На что надо еще обратить внимание - это на развитие рынка. Многих беспокоит вопрос, не произойдет ли с фондом медицинского страхования то же, что с Пенсионным? Как этот фонд будет накапливать ресурсы, не станет ли он внезапно банкротом?

Обратите внимание на структуру доходов населения в 2016 году. 36 процентов живет за счет социальной помощи. Как будет осуществляться государственное медицинское страхование для этой группы лиц? За счет кого? В итоге происходит легальное обеднение работающего населения. Работать официально - в такой парадигме не выгодно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Медреформа: что ждет украинского пациента и врача

Как вы относитесь к понятию государственный гарантированный пакет?

Обратимся к исследованию Всемирного банка 2010 года. 15 процентов пациентов в Украине не смогли получить вовремя необходимую медицинскую помощь. В основном - из-за высоких цен на ее предоставление. Это означает, что 15 процентов пациентов отказались от лечения из-за неплатежеспособности. После 2010 года уровень благосостояния украинцев еще больше снизился, поэтому можем ожидать ухудшения здоровья, роста запущенных случаев заболеваний, отказов от лечения.

Здесь надо вспомнить реформу здравоохранения в Грузии, хотя наши реформаторы и говорят, что в Украине иначе. В первый год реформы здравоохранения там резко возросла смертность. Это одна из причин, по которой эту реформу критикует ВОЗ.

Любые изменения в бюджет могут привести к пересмотру гарантированного пакета медицинских услуг

Что еще напрягает в гарантированном пакете медицинских услуг? Что он будет пересматриваться ежегодно и регулироваться Законом о бюджете. Учреждения здравоохранения и больные станут заложниками бюджетной ночи. Более того, любые текущие изменения в бюджет могут привести к пересмотру гарантированного пакета медицинских услуг. Кому интересно, можете посмотреть, сколько в течение года вносят поправок в главный финансовый документ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стало известно, сколько миллиардов получит украинская медицина

К сожалению, в традициях украинского государства - не выполнять свои гарантии. Каждый совершеннолетний гражданин может вспомнить, когда по отношению к нему государство цинично не выполнило обязательств. В случае с медициной внесение изменений в государственный гарантированный пакет медицинских услуг может означать банкротство семей или другие фатальные последствия. Сюда добавьте существующую в Украине медицинскую бедность, а также сортировки карточек на "больной может лечиться", "больной хочет лечиться".

 

И последнее. Предполагается, что на государственный гарантированный пакет медицинских услуг будут выделять не менее 5 процентов ВВП. А сколько тратиться в целом на отрасль? А сколько нужно? На основании каких данных рассчитаны 5 процентов? Почему не 8 или 4,5?

Мы не знаем, сколько в Украине населения. Неизвестно, чем оно болеет, чем может заболеть и сколько денег нужно на покрытие критических расходов в здравоохранении.

Будет ли работать в медреформе принцип "деньги ходят за пациентом"?

В образовании у нас уже есть принцип "деньги ходят за студентом". В медицине "деньги ходят за пациентом". А в пенитенциарной службе за кем они будут ходить?

Врач - это не менеджер по продажам. Хороший врач - у которого пациенты здоровы или очень быстро выздоравливают. Это означает, что они приписаны к семейному врачу, но не часто к нему обращаются.

 

И как только пациента направят к другому специализированному врачу, за больным туда и пойдут деньги. Это означает, что у людей могут возникнуть трудности с тем, чтобы попасть во второе и третье звено медицинской помощи - к узким специалистам.

Мне выражение "деньги ходят за пациентом" - категорически не нравится. Думаю, что в основе разработки документов были англоязычные источники, и это выражение перешло как "сложности перевода".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколько украинцы готовы платить за медицину и кому верят больше

Еще одна проблема: у врача должны быть ресурсы для амортизации и закупки нового оборудования, повышения квалификации. Сейчас это финансируется из ресурсов фармацевтических компаний, международной помощи, грантов. Еще год-два деньги будут поступать в поддержку реформы, а затем - расходы переведут на себестоимость услуги.

Есть опасения, что врачи будут сопротивляться внедрению реформы из-за того, что закончится время взяток?

Я не считаю, что понятие "врач" равно "взятке". Если посмотреть на доход врача, то он может состоять из заработной платы, благодарности пациентов, материального стимулирования фармацевтических компаний (или других партнерских организаций), гонораров за научную работу и участие в исследованиях по международным проектам или проектам фармацевтических компаний; преподавательской деятельности. Но разве у каждого врача есть такие возможности?

Однако принятый документ не исключает получения взяток. Врачи против реформы потому, что не понимают, как будут финансироваться учреждения через 2 месяца. Если бы изначально мобилизовали финансовые ресурсы, провели аудит в этой области и объяснили механизм реализации, я думаю, что большинство спорных вопросов было бы снято.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Врачами должны становиться лучшие из лучших, а не троечники - Супрун

Кстати, принцип "деньги ходят за пациентом" связывают с возможным сокращением больниц. Есть ли в этом смысл?

У нас слишком много, по оценкам ВОЗ, коек в больницах, а также слишком большая продолжительность пребывания там больных. Но это вопрос не только к врачам, но и к технологии лечения, инфраструктуры, доступа к медицинским услугам и тому подобное.

Если пациентов на все больницы не хватит, то заведения закроют. Будем наблюдать, как с карты постепенно исчезнут небольшие населенные пункты.

Еще одна проблема, которой мы не коснулись, это изменение профиля больницы. Что делать, когда в заведении недостаточно больных? Больница будет искать пациентов в других местах. Здесь существует угроза перепрофилирования. Это вызов, к которому готовы не все учреждения, и безусловно этому должно быть объяснение.

Нардеп из БПП Сергей Березенко говорит о создании в 2018 году Национальной службы здоровья - независимого заказчика услуг, который будет отвечать за финансирование системы здравоохранения. Это будет еще одна структура наряду с Минздравом. Хватит ли на все денег?

Мы не хотим финансировать койки в больницах, но с радостью соглашаемся финансировать кабинеты чиновников. В условиях дефицитности ресурса нужно быть экономным в вопросах создания структур, которые не имеют ценности для пациента. В наших реалиях - это не иначе, как звено для новой коррупционной схемы в сфере закупки медицинских услуг.

В наших реалиях - это не иначе, как звено для новой коррупционной схемы

А о том, хватит ли денег. В сфере здравоохранения есть деньги государственного и местного бюджета, фармацевтических компаний, пациентов, международных организаций. На самом деле это мощный ресурс.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: #вимагаю_медреформу: в сети запустили флешмоб

Послы стран "Большой семерки" в совместном заявлении выразили поддержку плана реформы здравоохранения в Украине. Это хороший сигнал?

Реформа здравоохранения - это наиболее ожидаемая реформа, она касается каждого. Отечественная система здравоохранения имеет значительные неэффективные расходы. Если сократить эти расходы, теоретически, государство станет более эффективным.

Реформа здравоохранения актуальна. Жаль только, она так реализовывается, что не заработает должным образом. И потом придется переделывать.

Медицинская реформа предусматривает, что с 2018 года украинцы сами будут выбирать врача - терапевта, педиатра, семейного. С ним будут подписывать договоры. Исчезнет привязка людей к больницам по месту прописки. Лечение у семейного врача, а также базовые анализы будут бесплатными. Как и первичная, экстренная и паллиативная помощь, ведение беременности и роды. Цены на медуслуги во всех больницах должны быть одинаковыми. Вычислить эту стоимость в Минздраве надеются за несколько лет. Новая модель финансирования медучреждений должен заработать с 2020 года.

Сейчас вы читаете новость «"Это не реформа медицины, а сокращение расходов на здравоохранение" - эксперт». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть