Ексклюзивы
четверг, 03 января 2013 19:04

Дидуху на Сочельник дают первую ложку кутьи

Автор: фото: Павел ПАЛАМАРЧУК
 

— На Свят-вечер перед тем, как садиться за стол, каждый должен вымыть руки и лицо, — рассказывает 41-летняя Татьяна Пашковская из села Росточки Долинского района Ивано-Франковской области. — Это для того, чтобы с человека сошла вся нечисть. А наистарший в семье мужчина заносит в дом дидуха.

Это необмолоченный сноп хлеба, обвязанный двумя-тремя перевеслами. На него оставляют первый или последний выжатый на поле сноп. Иногда его составляют из нескольких разновидностей хлеба — ржи, пшеницы, ячменя, овса. Когда-то в дидуха еще втыкали косу, серп, грабли, чтобы в следующем году труд на поле был успешным.

— У нас такой сноп делают из овса, называют его дидо, — продолжает Татьяна Пашковская. — Наш дедушка берет его в овине, заходит в дом и говорит: "Добрый вечер!". Все ему отвечают: "Добрый вечер!". Потом кто-то из семьи, как правило, дети, спрашивает: "Откуда, дед, идете?". А он и говорит: "Со всех сторон". — "Что там, дед, носите?". — "Полон. На счастье, на здоровье, на рожь, на пшеницу, на всякий хлеб!" — "Садитесь, дед". — "Пусть все садится в нашем доме", — отвечает дедушка и несет того дида в угол и ставит под образами.

Дальше дидуха закармливают — старший в семье подносит ему первую ложку кутьи. После этого, помолясь, семья приступает к ужину. На праздничном столе стоит еще один дидух, также плетеный из овса, в виде маленького деревца. Его называют дидык. Украшают конфетами, шоколадками, печеньем и серпантином.

— Он должен стоять на трех ножках, у него должно быть девять ручек и одна головка сверху. У кого нет овса, те его не плетут, а покупают. Теперь такие дидыки перед Рождеством у нас продают везде по базарам. Он может быть на столе и два, и три года подряд.

На Прикарпатье и Подолье дидухом также называют обмолоченный сноп или солому, которыми на Святой вечер покрывают пол в доме. А солому, которую кладут на стол под праздничную скатерть, называют бабой. Под скатерть на четырех углах стола кладут нечищеный чеснок: чтобы уберечься от всякой беды. При этом приговаривают:

— Не лупи меня до живого, защищу тебя от всего злого.

В языческие времена дедом, бабой и вообще дедами называли умерших предков. Верили также, что их духи находятся в зерне — его же прячут в землю, как и покойника. Как зерно имеет способность прорастать, так и души умерших могут появляться среди живых на большие праздники. По народному поверью, на Рождество Господь Бог выпускает все праведные души навестить своих ближайших родственников. Верят, что все предки приходят на праздничный рождественский ужин. Гуцулы, прежде чем садиться на Сочельник к столу, тщательно дули на лавки, "чтобы душечку не присесть".

— Перед ужином глава семьи берет по ложке от каждого блюда на праздничном столе и кладет все в одну миску. Потом на этой основе замешивают тесто и пекут каравай. Он лежит на столе все праздники. Потом его прячут и в течение целого года каравай скармливают скоту, если тот болеет.

По рождественскому хлебу предсказывают будущее. Если он хорошо выпекся, то год будет счастливый и прибыльный для всей семьи. Неудачная выпечка — к лишениям. Если трескается верхняя корка — ожидай в следующем году беды, болезни или распада семьи. Если же хлеб упал — будет мор на скот.

В Росточках для душ умерших в отдельную тарелку накладывают по ложке каждого рождественского блюда. Рядом ставят стакан с водой, накрытый ломтем хлеба, и кладут ложку. Утром это скармливают скоту и домашней птице — чтобы хорошо велись.

По народному представлению, между умершими и живыми членами рода сохраняется постоянная связь. Считают, что души предков могут как помогать, так и вредить родственникам. Если живые уважают своих предков, то мертвые способствуют своему роду в хозяйстве, наделяют здоровьем, охраняют скот и урожай. Если же об умерших родственниках забывают, они обижаются и могут накликать несчастье, болезни, убытки. засуху. Поэтому предков уважали и ожидали в ответ заступничества, но в то же время боялись и старались не нарушать черту, отделявшую живых от мертвых.

Колядовщики, которые в страшных масках, шкурах животных и лохмотьях ходили по домам, в давние времена олицетворяли души умерших, пришедших с того света поздравить живых и принести им благополучие на целый год. Поэтому считали, что не пустить колядовщиков в дом, не угостить их и не отблагодарить за коляду — большой грех. Так можно накликать на свою голову большую беду.

— На третий день Рождества всю солому, которая лежит под кутьей, на полу и на столе, берут и на рассвете сжигают в воротах, — рассказывает 61-летняя Лидия Полунина, родом из села Довжок Погребищенского района на Виннитчине. — Перед тем, как сжечь, кладут ту горбушку хлеба, которая лежала на окне. А из пепла делается подобие к кресту или к человеку.

В Росточках с дидуха снимают перевесла и обвязывают ими фруктовые деревья. При этом хозяин, замахнувшись на дерево топором, приговаривает:

— Как не уродишь, то тя срубаю, а как уродишь, то тя завяжу.

Напуганное таким образом дерево в следующем году должно принести хороший урожай.

Мыть посуду после Святого ужина считают грехом

С почитанием умерших предков связана и кутья. Готовят ее трижды: на Сочельник перед Рождеством, на Щедрый вечер перед старым Новым годом и в канун Крещения. Чаще всего кутью варят из целых зерен пшеницы или ячменя. Реже из других круп — гречки, пшена, а в последнее время — из риса. Из ржи, которую украинцы считают символом жизни, кутью не готовят никогда. Заправляют ее ситой — разведенным медом, добавляют орехи, изюм и растертый мак.

— Мне моя бабушка рассказывала, что никогда перед Святой вечерей нельзя говорить "мак", а только семена, чтобы вши не заводились, — говорит 41-летняя Татьяна Пашковская из села Росточки Долинского района Ивано-Франковской области.

Кашу из целых зерен, заправленную медовой ситой, — коливо — в Украине также обязательно подают на похоронах и поминках. И кутья, и коливо были жертвоприношением душам умерших. Поэтому и сегодня кутью строго запрещают ставить на голый, не застланный скатертью стол — считают это неуважением к душам умерших предков.

— К кутье специально покупают новые осиновые или липовые ложки, — рассказывает 61-летняя Лидия Полунина, родом из села Довжок Погребищенского района на Виннитчине. — Когда начинают ужинать на Святой вечер, то наливают в рюмку воды и ставят на южном окне. Также режут столько краюшек с хлеба, сколько есть окон в доме, и кладут на окна. Это значит, что хозяин дает жертву хлебом и солью своим умершим — дедам, родителям и родственникам.

Стол после рождественского ужина не убирают, все блюда и зажженную свечу оставляют до утра "для тех, кого нет уже с нами". Ложки собирают и ставят возле дидуха. Мыть посуду после Святого ужина считают грехом.

 

Какое СМС отправить перед Рождеством

Куті смачної,

Колядки гучної,

Щасливого Різдва,

І на весь рік добра!

Хай смачна кутя удасться,

Хай в сім'ї панує щастя.

Щоб весела коляда

В хату радість принесла.

Щоб весело і багато

Провели Різдвяне свято!

Мир і щастя в вашій хаті,

Щоб були усі багаті,

Щоб колядка в вас лунала,

І кутя щоб смакувала,

Пампушки були рум'яні,

Ну а ви не дуже п'яні.

Христос народився!

 

Сейчас вы читаете новость «Дидуху на Сочельник дают первую ложку кутьи». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

17

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть