Единственный случай, который можно расценивать как репрессию советской власти в отношении художницы Татьяны Яблонской, произошел в 1970 году. О нем рассказывает поэт Иван Драч, тогдашний "подельник" Яблонской:
— Издательство "Мистецтво" подготовило к печати альбом с репродукциями работ Татьяны Ниловны и моими подписями к ним. Подписи были поэтическими балладами: "Баладонька-загадонька" к картине "Окошко", "Баллада об узелках бабы Корупчихи" к картине "Вести от внуков", и прочее — аж до финальной "Баллады рода" к картине "Жизнь", — вспоминает Иван Федорович. — Цикл Татьяны Ниловны был чем-то средним между наивным занятием живописью и фотографиями, которые висят в каждом старом крестьянском красном углу рядом с иконами. Картины она писала в Звенигородском районе Черкасской области в 1965–1966 годах, когда вернулась "другим человеком" из длинной поездки на Закарпатье. Но печатать нас собрались только в 1970 году. И весь тираж уничтожили! Чудом удалось выхватить четыре экземпляра.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Николаю Глущенко Гитлер подарил альбом своих работ
Во всем остальном внешняя канва творческой биографии народной художницы Украины выглядит ровной и стремительной. Фантастический успех картины "Хлеб" 1949 года, которая попала во все учебники. Вслед за первой — вторая Сталинская премия. Яблонской была наполнена советская кинохроника — депутат Верховного Совета СССР, поездки по стране и за границу, автографы, президиумы. И страх в душе, как у каждого в сталинское время.
Дедушка Татьяны Ниловны по маминой линии, Георгий Варгасов, работал инспектором народных училищ Смоленской и Тверской губерний. А дедушка по отцовской линии происходил из шляхтичей Великого Княжества Литовского. Поэтому семье Яблонских из родного Смоленска пришлось бежать туда, где о них никто не знал. Родители перевезли детей — старшую Татьяну, младше ее на год Елену и самого маленького Дмитрия — в Украину.
Каждый из них по-своему воплотил мечту отца стать профессиональным художником. Дмитрий Нилович работал архитектором, издал книгу "Порталы в украинской архитектуре". Елена Ниловна окончила Киевский художественный институт одновременно со старшей сестрой — в 1941 году, иллюстрировала детские книжки.
Но миру семью Яблонских показала старшая - Татьяна. Она была женщиной монументальной — и физически, и по духу, и даже в своих лирических работах. А "лирика" получалась у нее лучше всего, хоть советская критика пыталась слепить из нее "трибуна". В незавершенных мемуарах Татьяна Ниловна сожалела, что слишком много времени отдала официальным ритуалам ценой работы в мастерской и на природе. Но когда бралась за работу, то клала мазок на полотно на уровне с титанами Возрождения.
Мастерскую на исторической горе Копиров Конец в Киеве, напротив старого корпуса Художественной академии, Яблонская унаследовала от своего учителя. Электрочайник, мебель 1960-х годов и сразу несколько картин в работе. Быт никогда не был для нее чем-то существенным. Комната или балкон были, прежде всего, поводом для живописного этюда. Ее жизнь закончилась в квартирной комнате, где не было практически ничего, кроме книг и сувениров, которые она привезла из поездок по Украине.
Дом творчества художников в Седневе на Черниговщине был ее "третьим домом". Трудно представить сейчас, когда на его первом этаже проваливается пол, а с ноября по апрель в здании нельзя ночевать из-за холода, что это место десятилетиями было источником вдохновения художницы. Чтобы стать на минуту на ее место, стоит выйти "на пленер"— в парк или к каменному дому Лизогубов, к беседке Леонида Глибова над рекой Сновом. С каждого из этих пейзажей Яблонская сделала десятки этюдов и пейзажей.
Украину Татьяна Ниловна приняла как свою духовную родину. "Лето", "Лен", огромный седневский цикл оставили нам Черниговщину Яблонской. Продолжительная творческая поездка середины 1960-х к Бокшаю и другим ужгородским друзьям завершилась "Закарпатским циклом". И в Закарпатье, и в Седневе Татьяна Ниловна сумела начать свою манеру писать вроде бы с чистого листа. Перед зрителем на выставках каждый раз появлялась другая Яблонская. Будто менялась сама суть человека.
В независимой Украине ее признали прижизненным классиком.
В 1998 году тогдашние президент Леонид Кучма и председатель Верховной Рады Владимир Литвин возглавили чиновнический "десант" в переулок Ивана Марьяненко на Печерске, где последние сорок лет жила художница. Шевченковскую премию Яблонской вручили дома. Причем ей никто не вспоминал Сталинские премии, соцреализм и общественную карьеру в советское время. И не могли вспоминать. Потому что в творчестве Яблонская на самом деле была самым рискованным авангардистом, а от общественных нагрузок скрывалась при первой возможности. Даже в школах, где учились дочери, отбивалась от участия в родительских комитетах. Только однажды, в 1972 году, показала в классе дочери Гаянэ слайды путешествия во Флоренцию (Италия).
За гениальность Яблонской приходилось платить неустройством в личной жизни. Брак с коллегой-художником, сибиряком Сергеем Отрощенко оказался некрепким, как и второе замужество с армянским музыкантом Атаяном. Зато дочери Елена, Ольга и ныне наиболее активная в пропаганде маминого наследия Гаянэ стали самодостаточными художницами. Гаянэ, например, усвоила способ ее созерцания: она пишет пейзажи, не отходя от окна маминой мастерской.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стать художником Рене Магритт решил на кладбище
Татьяна Ниловна ни разу не повторилась в пастельных пейзажах цикла "Окна". К сезонным, суточным, настроенческим и другим изменениям на "Окнах" она делала текстовые приписки. Вместе с картинами они стоят в одном ряду с образцами восточной философии.
Цикл "Окна" поневоле затянулся из-за тяжелой болезни Яблонской с 1999 года. Тогда художница пережила инсульт, да так и не оправилась от его последствий. Год до кончины она практически не разговаривала. С Гаянэ и двумя ее детьми общалась только им известным языком. Но продолжала писать — левой рукой, молча — до последнего дня. Свое окно в который раз Татьяна Ниловна нарисовала в предпоследний день жизни. Закончила работу — и тихо отошла.
Картины Татьяны Яблонской с каждым годом стают все дороже, за них дерутся аукционы и частные коллекционеры. В Украине их все чаще подделывают и похищают. Это — грустная, но вполне ожидаемая судьба классика искусства во времена "рыночной экономики".
1917, 24 февраля (по паспорту — 11 февраля) — родилась в российском городе Смоленска в семье учителей и земских деятелей
1929 — семья бежит от репрессий в Одессу
1935 — Татьяна Яблонская поступает учиться в Киевский художественный институт, в мастерскую Федора Кричевского
1941 — родилась дочь Елена (Отрощенко)
1943 — пропал без вести отец
1947 — родилась дочь Ольга (Отрощенко)
1949 — за картину "Хлеб" художница получает Государственную (Сталинскую) премию СССР
1951 — получает вторую Государственную (Сталинскую) премию СССР
1959 — родилась дочь Гаянэ (Атаян)
1965–1966 — появляется "Закарпатский цикл"
1970 — уничтожен тираж альбома работ 1965–1968 гг. издательства "Мистецтво" со стихами-подписями Ивана Драча
1975 — Яблонская стает действительным членом Академии искусств УССР
1979 — за картину "Лен" художнице дали третью Государственную премию СССР
1992–1998 — цикл пастелей "Окна"
1998 — получает Государственную (Шевченковскую) премию Украины
1999 — инсульт, парализована правая часть тела, после частичного выздоровления продолжает работать левой рукой
2005, 16 июня — написала последнюю живописную работу (пастель)
17 июня — умерла в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище
Комментарии
1