"Впервые я услышал голос Нико еще подростком. Приятель принес первую сольную пластинку Нико — "Chelsea Girl ". Игла коснулась винила. Что это было? Ее голос напоминал сирену линкора "Бисмарк". И о чем же она пела? "Королевы садо-мазо"? "Амфетамин"?? "Шлюхи"??? Что все это значило? Это не было похоже ни на что. Низкий, хриплый, глуховатый голос; мелодии как будто фольклорные, но слова — урбанистические и тревожные, таких в ланкаширском фабричном городке никто не слышал до 1967 года — в те, другие, времена, когда Англия еще не превратилась в поп-культуру", - говорил композитор Джеймс Янг. Шесть лет играл в одной группе с Нико — легендарной тевтонской рок-дивой с гибельным голосом. А потом издал книгу "Нико. Песни, которых не услышишь на радио".
"Я познакомился с Нико у меня на кухне, весной 1982 года. В один прекрасный день ее привел мой старый школьный друг, который был ее менеджером. Моим первым впечатлением от Нико было восхищение... и беспокойство. Она не была легким человеком. У нее было тяжелое сердце. И опиумные глаза", - писал он в колонке для os.colta.
"У нас не было "обычных" концертов. Мы играли везде — от грязных панковских клубов до Шопеновского зала в Варшаве. И пение Нико могло быть очень разным, в зависимости от обстоятельств. Она была наркоманкой, поэтому всегда должна была иметь под рукой свое "лекарство" — пока не была решена это проблема, ничего не могло получиться. Нико очень чутко реагировала на место и атмосферу. Однажды мы отыграли с ней вдвоем невероятный концерт на севере Италии: прекрасная средневековая площадь, внимательная вдумчивая публика. Но гораздо чаще наши концерты происходили в менее возвышенной обстановке, и сосредоточиться на исполнении музыки было трудно. Это было весело: безумные гастроли, жизнь в дороге и все такое".
"На концерте в голос Нико трудно было влюбиться с первого раза. Необходимо было очень хорошо слушать. Нужно иметь особое устройство психики, чтобы принять Нико. По крайней мере, часто ее слушать нелегко. Во время живого выступления Нико надо было быть все время с ней — все равно, на сцене или в дальнем углу зала. Нужно было помнить, в каком мире она родилась, нужно было быть готовым идти за ней среди дымящихся руин Центральной Европы навстречу року и красоте, но при этом не воспринимать ее как сентиментальную трагическую". Джеймс Янг
Нико (Криста Пэффген) – одна из самых загадочных и неординарных певиц прошлого века, звезда андеграунда, непревзойденная молчаливая дива 60-х, пишет trendsbrands.
Криста родилась 16 октября 1938 года в Кёльне, хотя некоторые источники это время и место оспаривают (например указывают Будапешт - Gazeta.ua). По инициативе матери девочка с раннего возраста стала работать моделью. Ее типаж оказался весьма востребованным – она много работала в Берлине, Париже, снимаясь для Vogue, Elle. В 17 заключила контракт с Chanel. Ее любили за способность перевоплощаться – в любой момент высокая худая блондинка могла принять образ Брижит Бардо, Джейн Фонды, Твигги и других знаменитых красавиц своего времени. Но другая сторона модельного бизнеса – постоянные диеты, голод и риск заболеть анорексией – доводили Нико до физического и эмоционального изнеможения. Шпинат и печенку, которыми активно питались модели в те годы, она ненавидела до конца своих дней.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как жила одна из самых красивых женщин XX века
Во времена модельной карьеры Криста получила свой короткий звучный псевдоним Нико – его девушке дал один из фотографов в честь своего бывшего любовника. Нико была действительно успешна в Европе – сам Федерико Феллини снял ее в небольшой роли в своей "Сладкой жизни" (культовый сатирический чёрно-белый кинофильм Федерико Феллини, премьера которого состоялась в 1960 году. Главную роль исполнил Марчелло Мастроянни - Gazeta.ua). И продолжил бы дальше предлагать ей актерскую работу, будь девушка более ответственной и обязательной.
Нико вскоре поняла, что сполна насладилась модельным бизнесом и устала от неестественного для нее образа миловидной девушки-модели. Записав в Лондоне свой первый сингл, она отправилась в Нью-Йорк, решив стать певицей.
В Америке Нико попала в круг певца Боба Дилана. Но более перспективным для нее оказалось общество Энди Уорхола, который быстро приметил в блондинке с германским происхождением новый феномен. Уорхол видел в Нико нечто загадочное, мистическое и непостижимое.
"Лицо Нико выглядело прекрасным при естественном, дневном свете. Природа создала ее, наверное, для выглядывания из окна, для созерцания пустынь или отдаленных горизонтов". Энди Уорхол
С подачи Уорхола, Нико стала частью группы Velvet Underground и очень скоро превратилась в звезду нью-йоркского андеграунда.
В 1967 году на свет появилась пластинка "The Velvet Undeground & Nico", создавшая противовес музыкальному фону свингующих 60-х. Это было нечто совершенно новое, неслыханное ранее – странная монотонная и минималистичная музыка, из глубины которой прорывался тяжелый безучастный, но пленительный вокал Нико. Прежде чем стать одним из самых значимых и влиятельных рок-альбомов, этой пластинке пришлось пережить неоднократное осуждение критиками всех мастей.
Ее называли Снежной королевой, лунной богиней, ожившим изваянием с корабля викингов и роковой красоткой. Нико оказывала удивительное и странное впечатление на людей – глубокий грудной вокал с необычным акцентом вкупе с ростом под 2 метра и тевтонской внешностью завораживал и ошеломлял.
Отцом своего сына Ари Нико называла Алена Делона. Плейбой французского кинематографа не разделял ее мнения, но и не препятствовал собственным родителям в качестве бабушки и дедушки опекать мальчика.
Богемный образ жизни Нико порождал множество романов с такими известными личностями, как, например, Брайан Джонс и Игги Поп. Но самой сильной любовью певицы был Джим Моррисон. Именно он научил Нико писать песни и побудил ее к созданию музыки. Нико считала, что до встречи с Моррисоном даже не подозревала, что у нее есть талант композитора.
Джим и Нико под воздействием экстази бродили нагишом под луной по высоким парапетам концертного бункера "Castle". К тому времени, когда Уорхол и его последователи покинули город, Джим пытался найти для себя пару виниловых брюк, а Нико была уже по уши влюблена в него. Она даже перекрасила волосы в рыжий, потому что у того был некий фетиш на рыжеволосых девушек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Культового Джима Моррисона "официально" похоронили в закрытом гробу
На фоне типичных девушек эпохи 60-х, жизнерадостных, смеющихся, ярко одетых, молчаливая ледяная дива Нико в строгом костюме, застегнутая на все пуговицы, выглядела действительно эффектно и запоминалась с первого раза.
Однако ей писали песни или посвящали свои творения такие известнейшие и талантливые люди как Луи Рид, Боб Дилан, Игги Поп, Леонард Коэн. А холодно-притягательный образ нордической блондинки в мужском костюме по сей день служит источником вдохновения фотографов, стилистов и дизайнеров.
Нико погибла 18 июля 1988 года на Ибице, где отдыхала со своим сыном. Во время поездки на велосипеде с ней случился сердечный приступ. Потеряв сознание, певица ударилась головой и вскоре умерла от кровоизлияния в мозг. В сознание Нико так и не пришла. Ей было 49 лет.
На 74-м году жизни умерла Анита Палленберг, модель и актриса, муза группы The Rolling Stones. Палленберг была популярной в 1960-е.
Комментарии