Сметы и баланс Национальной кампании "Нефтегаз" восемь лет отслеживал народный депутат 59-летний Валерий Асадчев. В парламенте ІІІ- ІV созывов он работал заместителем председателя Бюджетного комитета.
- Мы всегда пытались сделать так, чтобы "Нефтегаз" не был убыточным, - рассказывает Валерий Михайлович. - Хотя начиная с 1999 и 2000-х, по инициативе Юлии Тимошенко (тогдашнего вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу. - "ГПУ"), "Нефтегаз" обложили очень большими налогами. Он платил значительные средства в бюджет - из транзита и добычи газа.
Как высокое налогообложение навредило "Нефтегазу"?
- Налоговая нагрузка, наложенная на "Нефтегаз" и существующая до сегодняшнего дня, очень серьезно сдержала развитие всей отрасли. Если бы мы эти деньги хотя бы частично оставляли компании на ее развитие, могли бы провести ее переоснащение и модернизацию. Имели бы теперь больше собственной добычи газа, больше поступлений в бюджет. Думаю, следующий Бюджетный комитет должен придирчивее и серьезнее посмотреть на работу этого украинского монополиста.
Как в других странах развивают газопромышленную отрасль?
- Российскому "Газпрому" фактически предоставлены все преференциальные возможности и права для развития. Он действует как большая государственная машина. В Украине наоборот. Создав такую мощную единую систему нефтегазового комплекса, сделали все возможное, чтобы она не могла развиваться. Поэтому в будущем надо очень серьезно посмотреть на его смету, расходы. Надо ввести прозрачный механизм контроля, которого нет: там идет и казнокрадство, и нецелевое использование средств. В то же время "Нефтегаз" не имеет сегодня реальных возможностей для серьезного развития. В частности, покупки нового оборудования. Не секрет, что мы сегодня добываем газ из месторождений не ниже 5 километров. А специалисты считают, что большие залежи расположены ниже этого уровня. У нас такая техника отсутствует. Покупать ее за рубежом - достаточно дорого. Но если такую технику приобрести, она должна себя окупить и давать Украине возможность снимать зависимость от импортного российского газа.
Как реально снизить цену на газ?
- За время пребывания в Верховной Раде я видел всю последовательность расчета по газу. В 1998 году застал времена, когда действовало так называемое соглашение с Туркменистаном о поставках их газа и расчетах по бартеру. Бартерные расчеты вели по цене 50 долларов за тысячу кубометров голубого топлива. Конечно, эти схемы были непрозрачные и достаточно коррупционные. Но в целом Украина получала приблизительно от 21 до 25 тысяч кубометров газа - фактически бесплатно.
Украину часто обвиняют, что она отказалась от этого выгодного соглашения. Но это не так. Тогда Россия выкупила фактически весь туркменский газ, став его единоличным оператором. И приблизительно уже в 2004 году было понятно, что это соглашение не будет действовать, потому что Туркменистан уже не является свободным субъектом по этому соглашению, и договариваться придется уже с Россией. Тогда впервые возник вопрос о переходе из бартерных расчетов на денежные.
Кто прекратил эти бартерные отношения?
- Виктор Ющенко был вынужден это сделать. Ведь Туркменистан вышел из этого соглашения. Первое соглашение, подписанное тогда по денежным расчетам с Россией в 2005 году, было очень выгодно Украине. Подписывал его председатель "Нефтегаза" Алексей Ивченко. Цена - 95 долларов за тысячу "кубов". И была прямая привязка к цене транзита в Европу: любое повышение цены на газ автоматически повышало цену за его транзит.
Ивченко тогда очень серьезно критиковали как Партию регионов, так и Юлию Тимошенко. Обвинили, что ввели структуру "РоссУкрЭнерго" как посредника. Хотя известно, что на этом украинском рынке до этого времени было много посредников, но цена и условия слишком уж выгодные. В то время "регионалы" заявили, что вернутся к власти и опять сделают 50 долларов за кубометр газа. Когда они пришли к власти в 2006-м, и опять Янукович стал премьер-министром при Ющенко, то сначала цена подскочила до 130, а потом стала 180 долларов за тысячу "кубов". Привязку цены к транзиту просто разорвали. Потом уже Тимошенко подписала известное соглашение на 450 долларов за тысячу кубометров газа. Она захотела одного посредника убрать, а своего поставить. Из-за этого начались все эти конфликтные ситуации.
А я смотрю просто на цену. Когда вы идете на рынок, как вы там покупаете? Смотрите на цену и качество. Если нас устраивало 180, то зачем мы ехали и подписывали 450? 95 было же лучше, чем 130 или 180? Вот где надо искать виновного. Сделаем политическую оценку этой ситуации. Почему вдруг премьер-министр срочно выезжает в Россию, почему показывает фальшивое решение Кабмина председателю "Нефтегаза" Олегу Дубине? Ради чего она это делает? Объяснять, будто Украина сидела без газа, это - неправда. В украинских хранилищах было столько газа, что его хватило бы на всю зиму. В то время президент Ющенко договорился с европейскими структурами о создании совместной ассоциации, которая могла бы подписать трехстороннее соглашение между Украиной, Россией и Европой, где обусловить все связанное с ценой, ответственностью и так далее. Конечно, для России это было абсолютно невыгодно, она использовала свои рычаги влияния на Тимошенко.
Почему действующей власти не удается договориться о снижении цены на газ?
- "Регионы" ратифицировали Харьковское соглашение и взяли ответственность от имени суверенного государства Украина - вот почему мы сегодня платим такую цену и не можем упразднить это соглашение. Полными виновниками сегодня является действующая власть. Если бы ее представители в Харькове не подписали соглашение, то Украина могла бы запросто упразднить его. Даже в одностороннем порядке через Стокгольмский суд. Потому что оно не отвечало общим требованиям большого межгосударственного соглашения между Украиной и Россией и ратифицированного обоими парламентами.
Комментарии