На прошлой неделе в Министерстве культуры и информационной политики посоветовали демонтировать российские имперские памятники, посвященные Полтавской битве. Она состоялась 27 июня 1709-го возле Полтавы.
Тогда почти 37-тысячное союзное войско короля Швеции Карла XII, гетмана Ивана Мазепы и атамана Костя Гордиенко сошлось в бою против около 80-тысячной армии российского царя Петра І. Битва завершилась победой Московии. Союзные войска потеряли убитыми и ранеными около 11 тыс. человек.
В следующие десятилетия в Полтаве начали появляться памятники, посвященные победе Московского царства. Самый известный из них – Монумент Славы с позолоченным бронзовым орлом на верхушке, который был установлен к 100-летию Полтавской битвы. Это один из трех памятников, которые и посоветовал демонтировать экспертный совет министерства.
Также демонтажу подлежит памятник, установленный в 1849-м – на месте, где якобы Петр I останавливался отдохнуть после выигранной битвы. Третий постамент, который рекомендовали снести, посвящен коменданту полтавской крепости Алексею Келину. Он был установлен к 200-летию Полтавской битвы – в 1909 году.
Всего комплекс памятников истории Полтавской битвы насчитывает более 20 объектов на территории полтавской громады. Кроме центральной части города, они есть и в так называемом заповеднике на поле битвы.
Рекомендации экспертного совета МКИП получила Полтавская областная военная администрация и городской совет.
"Демонтировать и убрать из публичного пространства российские имперские памятники в Полтаве, поскольку они являются военными имперскими символами, которые мемориализируют победу России над Украиной и ее союзником Швецией", – говорится в них.
Корреспондентка Gazeta.ua разбиралась, что представляют собой эти памятники, какова их история и поддерживают ли полтавчане их демонтаж.
ПОЛЕ БИТВЫ
Хотя упомянутые министерством памятники расположены в центре Полтавы – они являются частью заповедника "Поле Полтавской битвы". Поэтому именно туда еду в первую очередь, чтобы получить достоверную информацию. Ведь за столетия тема битвы была настолько мифологизирована с российской стороны, что некоторые монументы ставились в честь событий, которых на самом деле и не было.
Большинство объектов культурного наследия, связанных с баталией, расположены на территории, которую идентифицируют как место битвы. Речь о фортификационных укреплениях, местах военных лагерей и переправ, памятных знаках.
– Некоторые из них были установлены в 1909 году. Это памятники шведам от соотечественников и россиян. Памятный знак на месте переправы и на местах редутов, братская могила воинов московской армии, укрепленный лагерь московского войска. Эти объекты обрабатываются научно, – рассказывает директор государственного историко-культурного заповедника "Поле Полтавской битвы" Наталья Билан.
С начала полномасштабной войны заведение не принимает посетителей. Но его сотрудники продолжают научную работу, технический персонал поддерживает помещения и экспонаты в надлежащем состоянии.
Вместо российского триколора сейчас видно только белый прямоугольник
Несколько изменился вид прилегающей к музею территории. Памятник царю Петру I перед центральным входом – упаковали черной полиэтиленовой пленкой. Герб Российской империи на декоративной решетке братской могилы – закрыли металлическим щитом. На Сампсониевском храме Русской православной церкви, где по легенде молились московские солдаты накануне битвы, фанерными щитами прикрывают и по верху окрашивают мозаику, возвеличивающую Петра I и русскую армию. В Ротонде примирения трех стран участниц Полтавской битвы вместо российского триколора сейчас видно только белый прямоугольник.
Зато до сих пор открыта памятная доска на которой указывется, что реставрацию на могиле московских воинов проводили под патронатом посла Российской Федерации в Украине Виктора Черномырдина.
МОНУМЕНТ СЛАВЫ
С сотрудниками музея говорим о трех памятниках, упомянутых в рекомендациях министерства. Самый древний из них – Монумент Славы, построенный к 100-летию события. Хотя на самом деле его официально представили на два года позже, в 1811 году.
Над монументом архитектор Михаил Амвросимов начал работу в 1804 году, по распоряжению генерал-губернатора Алексея Куракина. Памятник задумали установить в месте, которое должно было стать новым историческим центром Полтавы. Площадь с монументом и домами нового административного центра, решили разместить на территории где часто проводились торжища.
– Один из мифов говорит, что после победной битвы Петр I в этот же день прибыл в город, где его встречал комендант Келин, – рассказывает заместитель директора заповедника по научной работе Людмила Шендрик. – В действительности же, в городе Петр I появился вечером 29 июня. Информация о том, что на месте нынешнего Монумента Славы царя встречал комендант крепости – документально не подтверждена.
Монумент был создан по принципу триумфальных колонн Древнего Рима. Первоначальная идея – победа в Полтавской битве. Но имперской символики в самом монументе нет. Ни двуглавого орла, ни надписей, свидетельствующих о Российской империи. Здесь использована традиционная греко-римская символика, отмечает ученая.
Амвросимов создал три проекта монумента. Последний был утвержден в Петербургской академии искусств ее руководителем Тома де Томоном. Ход работ строго контролировался. Первоначально модели изготавливались из глины и гипса. Из бронзы барельефы отливались лишь после того, как петербургские академики давали разрешения.
Это можно трактовать по-разному, но однозначно, что никакой имперской символики там нет.
– К каждому элементу можем найти свою трактовку, которая не ассоциируется с Полтавской битвой. Уроборос (змея, кусающая себя за хвост. – Gazeta.ua) – символ вечности, напоминающий, что земная жизнь человека происходит по воле Бога. Орел – птица, возвышающаяся в небо, к Богу. В украинской мифологии – это царь птиц, – объясняет Людмила Шендрик.
Есть сведения, что люди, работавшие над памятником, были масонами. И потому заложили в монумент традиционную масонскую символику, объясняют ученые. Лев – символ просветленного человека. На стыках между тремя частями колонны – пальмовые ветви. Их, в частности, можно трактовать как пальму первенства, а дубовые ветви в гирляндах – как символ стойкости.
Ступени, которыми ведут к постаменту, символизируют совершенствование человека. Воинские доспехи использовали, чтобы показать: речь идет о боевых событиях – битве.
– Это можно трактовать по-разному, но однозначно, что никакой имперской символики там нет. Кроме причины, по которой он был установлен, – объясняет Шендрик. – Вокруг самой Полтавской битвы создан большой комплексный миф – и геополитический, и военный, и социокультурный. Здесь же религиозный контекст и вот этот, относительно самих памятников. Их нужно не разрушать, как сейчас хотят некоторые. Потому что это наша история. И на ней нужно учиться – почему так произошло и почему была проиграна Полтавская битва?
Монумент Славы не раз страдал от актов вандализма, начиная со времен империи. В 1908-м в журнале "Старые годы" была опубликована статья об ограблении достопримечательности. Бронзовые детали, перекрывавшие стыки колонны, были сорваны. Воры забрали бронзовые барельефы – доспехи, изображения копий и мечей. В должное состояние памятник привели к 200-летию Полтавской битвы – по этому случаю в Полтаву приезжал российский император Николай II.
В советское время монумент планировали разрушить большевики, потому что тогда была установка сносить все памятники, построенные при царизме. В то же время, были предложения изменить внешний вид памятника и вместо орла, например, установить сверху статуи рабочего и крестьянки.
Пусть лучше свидетельствует и дальше о нашей политической глупости, может, ее преодолению когда-нибудь будет способствовать
– Доктрина меняется в 1930-х, – продолжает ученая. – Тогда готовились к 230-й годовщине Полтавской битвы. Тема стала выгодной, потому что "фашистские поджигатели войны хотят захватить преуспевающую советскую Украину". Вводится тезис о "трех братских народах" – украинском, русском, белорусском. "Большая победа" в Полтавской битве стала актуальной, памятник не разрушили.
Колонна пережила немецкую оккупацию Полтавы. В документах 1945-1949 годов, которые готовил тогдашний главный архитектор Полтавы Лев Вайнгорт, были прописаны повреждения, которые получил монумент. Все они оказались не критичны и памятник подлежал реставрации.
– Не устаю цитировать слова Владимира Старицкого (поэт, переводчик, в годы войны работал в редакции немецкой газеты "Голос Полтавщины". – Gazeta.ua) о том, что колонну надо оставить на месте: "Пусть лучше свидетельствует и дальше о нашей политической глупости , может, ее преодолению когда-нибудь будет способствовать". Надо объяснять людям, почему это произошло. И развенчивать саму эту победу, – добавляет Людмила Шендрик.
НАДО ОСТАВИТЬ
Монумент Славы установлен внутри Круглой площади – композиционного центра и символа Полтавы. Представляет собой чугунную колонну, украшенную бронзовыми накладками в виде пальмовых веток и дубовых гирлянд, увенчанную позолоченным орлом с лавровым венком в клюве и молниями в когтях. Стоит на кубическом гранитном постаменте, на двух противоположных гранях украшенных бронзовыми горельефами в виде военных доспехов.
В Корпусном парке вокруг памятника всегда многолюдно. Это любимое место прогулок и встречи горожан. Тема сохранения или разрушения памятника среди них достаточно популярна.
По центральной аллее идут две женщины, живо что-то обсуждая.
– Думаешь, уберут? – спрашивает одна подруга.
– Да ты что, не верится, что кто-то решится, – отвечает спутница.
Расспрашиваю у них, как относятся к рекомендации Минкульта.
– Это центр города. Его воспринимать каким-то другим (если снести памятник. – Gazeta.ua) горожанам будет тяжело, – отвечает Ольга Фесенко, брюнетка в плаще цвета беж.
Орел раздражает многих, потому что это трактуется как "слава русского оружия"
Тему развивает ее подруга – рыжеволосая женщина в серой куртке с капюшоном.
– Здесь смысл другой нужно найти. Это наша история. Не нужно его сносить. Любой памятник как-то трактуют, – говорит Лариса Бездудная. – Орел раздражает многих, потому что это трактуется как слава русского оружия. Но если это трактовать иначе, то оно и не будет раздражать. Может, хорошо покопаться в истории и какую-нибудь легенду новую добавить? Поезжайте на экскурсию в любой город – европейский, украинский. Везде вам рассказывают легенды, которые передаются так, как выгодно тому, кто сегодня их рассказывает.
С другой стороны памятника активно фотографируются две пожилые женщины, обе одетые в красные куртки, хотя и разного кроя. По очереди позируют на фоне пушек и гранитной лестницы к монументу.
– Вам все пенсионеры скажут, что против (сноса. – Gazeta.ua). Это наша молодость, наша жизнь, – говорит 72-летняя Евдокия Жовтяк.
– Пусть он стоит. Но смените на украинскую традицию. Проведите реконструкцию, уберите российского орла. И в украинской символике сделайте, что нужно. Может даже и Тараса Шевченко стихотворение какое-нибудь добавить, – добавляет 74-летняя Александра Николаевна.
По це центральной аллеей вдоль ул. Соборности быстро идет худощавый молодой человек в куртке цвета хаки. Его каштановые волосы средней длины развеваются вокруг больших беспроводных наушников, сверкают стекла очков в тонкой металлической оправе.
– Считаю, что именно этот памятник (сносить. – Gazeta.ua) не надо, потому что он как основной символ Полтавы. Это центр города, к которому все давно привыкли. Считаю, что его (монумент. – Gazeta.ua) можно просто переделать. Вместо всех скульптур, добавить что-то патриотическое – трезубец или что-то наподобие. А орла, полагаю, убирать не надо. Мне кажется, что тот факт, что там висит флаг Украины – уже значит, что он не очень и относится к русской культуре, – считает 21-летний Максим Рудь.
УБРАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
Недалеко от монумента встречаемся с членом Консультативного совета по вопросам охраны культурного наследия Департамента культуры Полтавской областной государственной администрации, кандидатом архитектуры Оксаной Белявской.
– Мы обсуждали, что эти памятники могут вызвать возмущение в обществе и, возможно, придется что-то с этим делать. Искать пути, чтобы взбудораженное общество не пригнало сюда бульдозеры и не начало разрушать, – говорит архитектор. – Одним из возможных решений спасения памятников истории и архитектуры может быть постепенное перенесение объектов в скансен на территории заповедника "Поле Полтавской битвы". Хотя если говорить обо мне лично, то не могу сказать, что я полностью готова к реализации таких предложений.
Оставлять пустоту в городе – это преступление
На месте перенесенных памятников предлагается создавать новые локальные градостроительные доминанты. Они должны быть лучшего качества, чем демонтированные объекты, добавляет Белявская.
– Если мы позволим себе памятник перенести и оставить пустоту, а потом когда-нибудь здесь что-то поставить – это значит, что в наших условиях здесь ничего не будет никогда, – продолжает экспертка. – Оставлять пустоту в городе – это преступление. Это повод для собраний неадекватных сторонников России, которые будут плакатся, что "плохие националисты снесли хорошие памятники". К тому же, есть в Полтаве множество прецедентов, когда все планы уходят куда-то вдаль.
В подтверждение своих слов Белявская перечисляет проекты, которые прошли все стадии документального согласования, но так и не были реализованы: установка памятника Симону Петлюре, создание общественного пространства "Территория Майдана", реставрация памятников архитектуры национального значения Кадетский корпус и здания дворянского собрания – это сооружения, входящие в уникальный ансамбль Круглой площади.
В то же время вспоминает достопримечательности, построенные в городе относительно недавно: памятник галушке, металлическую конструкцию "Я люблю Полтаву".
– Художественную ценность подменяем неким эрзацем, никому не нужным ширпотребом. Памятник Ивану Мазепе, при всем уважении к скульпторам, является стандартным решением в духе соцреализма, который все сейчас хают. И установлен он в неверно выбранном месте – с градостроительной точки зрения. Это такой же Ленин, такая же статическая скульптура.
– Так стоит ли переносить эти три памятника? – уточняю.
– На мой взгляд – не стоит, – отвечает Оксана Юрьевна. – Им следует придавать истинный смысл. Кроме всего прочего, за эти 300 лет (с момента установления Монумента Славы. – Gazeta.ua) я не думаю, что все полтавчане до сих пор считают, что это памятник славы "русского оружия". Это уже потеряло смысл. Для большинства это просто "колонна с орлом", памятник Келину – "колонна со львом". Единственный объект, который может действительно раздражать – памятник на месте отдыха Петра. Только потому, что там сохранен герб Российской империи. Убрать его – люди и думать забудут.
Необходима широкомасштабная просветительская компания, отмечает Оксана Белявская. У каждого памятника должны стоять информационные баннеры. А герб Российской империи из памятника на месте отдыха Петра I, эксперт предлагает забрать в музей или закрыть его таблицей с соответствующей информацией.
– Давать нужно правдивую информацию. А не такую, какую 300 лет насаждала империя. Потому что все было иначе. История совершенно другая, мифы нужно развеивать, – подчеркивает Белявская.
Нынешние рекомендации по памятникам она сравнивает с документом Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 14 апреля 1918-го – "О снятии памятников, построенных в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников русской социалистической революции". Этот документ был подписан Лениным, Сталиным и Луначарским.
На мой взгляд, это путь для незаконных решений, которые могут касатся подобных памятников
– Это же не первые подобные рекомендации (Минкульта. – Gazeta.ua). С месяц назад вышел документ, который называется "Позиция Министерства культуры относительно памятников, посвященных Российской империи", – продолжает Белявская. – В своих рекомендациях они отрицают историческую ценность подобных объектов. На мой взгляд, это путь для незаконных решений, которые могут касаться подобных памятников. Министерство фактически толкает городские управляющие органы, чтобы они вопреки своим полномочиям делали какие-то заявления и сносили памятники имперской эпохи.
Белявская предполагает, что экспертный совет Минкульта недостаточно компетентен в вопросах именно Полтавы. И там не учли тот факт, что эти объекты являются памятниками монументального искусства.
– Бездумный демонтаж градостроительных доминант приведет к тому, что наш город обеднеет в историческом и художественном плане, – добавляет эксперт. – На мой взгляд, такие адресные рекомендации к председателю областной военно-гражданской администрации в настоящее время абсолютно неуместны. 22 статья Закона Украины "Об охране культурного наследия" строго запрещает какие-либо несанкционированные действия с объектами культурного наследия. Все три объекта являются памятниками, защищенными государством и занесены в реестры. В любом случае решение принимает орган охраны культурного наследия, а не городской совет, городской председатель или председатель ОВА.
МЕСТО ОТДЫХА ПЕТРА I
Памятник находится на перекрестке улиц рядом со старейшей ныне церковью Полтавы – Спасской. Известна дата возведения храма – 1695 год. По легенде именно в ней молился царь Петр после битвы.
– Памятник на месте отдыха Петра I установлен в 1849 году по проекту архитектора Александра Брюлова. Тогда же был запущен миф, что после Полтавской битвы Петр отдыхал в доме казака Магденко, который находился где-то рядом со Спасской церковью. И якобы царь там молился. Но в то время соборным храмом был Успенский собор. Это было грандиозное событие – неужели он молился бы не в главном соборе? – спрашивает Людмила Шендрик.
Деревянную Успенскую церковь впоследствии разобрали. На ее месте к началу XIX века построили каменный храм.
Когда в Полтаву с целью патриотического воспитания приезжал цесаревич Александр (будущий царь Александр II. – Gazeta.ua) в сопровождении наставника Василия Жуковского, было решено создать повод для еще одного памятника в честь достижений Российской Империи.
– Спасская церковь в то время была едва ли не единственной аутентичной достопримечательностью, которая сохранилась в городе со времен Полтавской битвы. Но пребывала в ветхом состоянии. Цесаревич инициировал сбор средств, к которому приобщились дворяне, – продолжает ученая. – Церковь берут в каменный футляр. На остатки средств возводят памятник на месте отдыха Петра. На нем делают надпись: "Благоговей, место святое".
Наша задача – развенчивать эти мифы
Памятник на месте отдыха Петра был разобран большевиками в 1930-х годах на детали. Но после выхода постановления Сталина по поводу празднования 230-летия Полтавской битвы памятник быстро собрали обратно.
Особой исторической ценности он не имеет. Но Людмила Шендрик считает, что сносить его не стоит – вместо этого нужно раскрыть современникам и будущим поколениям его сущность.
– Я бы оставила это и с соответствующим сопровождением подавала информацию. О том, как творился один грандиозный миф великой победы Петра. Десятками лет, столетиями он насаждался в украинской истории. Отравлял национальную память нашего народа, – отмечает. – Стоит спросить учителей істории и они все будут рассказывать и о Ворскле (бытует ошибочная версия, что название местной реки происходит от слов Петра "вор скла", когда царь перед битвой уронил в водоем свою подзорную трубу. – Gazeta.ua), и о "героической обороне" Полтавской крепости и так далее. Наша задача – развенчивать эти мифы.
НУЖНО СНЕСТИ
Памятник представляет собой прямоугольный трехъярусный чугунный обелиск на гранитном фундаменте. Кирпичная основа покрыта металлическими листами, на одном из которых расположен горельеф с изображением двуглавого орла – герба Российской империи. Под ним отдыхает лев. Венчает памятник круглый щит, на котором лежит меч и островерхий шлем.
Сейчас памятник закрыт – его частично завесили маскировочной сеткой цветов украинского флага. Но первоначальный вид можно увидеть на стоящей рядом информационной табличке, там же – краткое описание.
Закрыть памятник – инициатива активистов проекта "Мистохаб", расположенного в здании рядом. В дальнейшем памятку мечтают демонтировать. Впервые завесили ее перед благотворительной ярмаркой, на которой собирают средства для помощи ВСУ.
– Мы решили его закрыть, потому что к нам на мероприятия приходят люди и видят герб страны-террористки, которая убивает наших людей. Законных оснований убрать памятник у нас нет. Ждем разрешение властей на демонтаж. Мы готовы это сделать за свой счет, – говорит пиар-менеджер проекта "Мистохаб" Юлия Манойло.
И добавляет: этому памятнику нашлось бы достойное место в музее постсоветского позора.
Петр I не любил Мазепу и видел в нем предателя. Но это наша жизнь
Пока говорим с Юлией, у информационной таблички рядом с памятником останавливается мужчина на велосипеде. Щурит глаза в тени длинного козырька своей кепки.
– Они (российские оккупанты. – Gazeta.ua) когда зашли в Мариуполь – все памятники сняли, поменяли все названия. И Мариуполь сразу на русском (перевели таблички при въезде в город. – Gazeta.ua). Все украинское отключили, сразу свою связь провели. И оболванивают граждан, – считает полтавчанин Валерий Слива, 66 лет. – Я считаю, что все, связанное с Россией, нужно убирать.
Прислушиваясь к нашему разговору, у памятника останавливаются две женщины. Присоединяются к беседе.
– Я не согласна, чтобы его сносили! Это наша история. Неотъемлемая часть жизни – мы не можем отказаться от этого, – высказывает мнение 66-летняя Надежда. – Я понимаю, что Петр I не любил Мазепу и видел в нем предателя. Но это – наша жизнь.
– На памятнике есть изображение герба России. Стоит ли его оставить? – спрашиваю женщину.
– Там двуглавый орел? Действительно? – искренне удивляется Надежда. – Не помню уже. Ну я не знаю... Возможно, я не права.
ПАМЯТНИК КЕЛИНУ
Памятник расположен в центре Полтавы. На стелле находится бронзовый герб города времен Российской империи, а у подножия – угрожающе оскалившись лежит бронзовая фигура льва. На постаменте с двух сторон – таблички с надписями.
"Доблестному коменданту Полтавы полковнику Келину и славным защитникам города в 1709 году", – говорится на передней табличке.
Доска с противоположной стороны памятника более информативна: "1 апреля 1709 года Карл XII осадил Полтаву. Три месяца гарнизон и жители города геройски отражали все атаки шведов. Последние ожесточенные штурмы были отражены доблестными полтавчанами 21-22 июня 1709 года".
Он и лег в основу мифа, на основании которого в 1909 году установили памятник
Современный вид памятник приобрел после Второй мировой войны. Его реставрировали, потому что немецкие оккупанты вывезли всю бронзовую отделку – таблички, герб и фигуру льва. Двуглавого орла, который изначально увенчивал стеллу, сняли большевики ориентировочно в 1918-1921 годах.
Этот памятник торжественно открыли 26 июня 1909-го в 14:30. Присутствовал император Николай II – о его содействии сооружению памятника извещала бронзовая доска.
Место выбрали историческое: именно здесь были Мазуровские ворота, одни из пяти в Полтавской крепости. И их вроде бы штурмовали шведы. Хотя на самом деле это миф, объясняет Наталья Билан.
В современном музее истории Полтавской битвы знают о чем говорят, потому что тщательно исследуют документы для развеивания лжи российской пропаганды.
– Великий поклонник Петра I, смотритель работ в Кронштадте в середине XVIII века Петр Крёкшин взялся написать 45-томную историю, посвященную Петру. Полную историю не издал. Но создал так называемый "Дневник боевых действий Полтавской битвы", который часто просто называют "Дневник Келина". Он и лег в основу мифа, на основании которого в 1909 году установили памятник, – рассказывает краткую историю появления постамента Людмила Шендрик.
Опровергая миф, она говорит, что Крёкшина современники называют автором "героической эпопеи" об обороне Полтавы. И названное им количество защитников города – 2600 местных жителей, которые якобы бок о бок стояли с гарнизоном под руководством Келина – не соответствует действительности.
– Согласно этому дневнику, 21-22 июня произошли отчаянные штурмы шведов, которые даже поднялись на крепостной вал, где установили свой флаг. Но все бросились, даже дети, и отразили атаку врага. В действительности же в крепости могли проживать не более 2,5 тысяч жителей. Ни шведские, ни российские источники об этих датах и атаках Карла XII на крепость не упоминают, – объясняет Шендрик. – Напротив, 21 июня союзное войско было выведено далеко в поле и готовилось к битве. Но московская армия не вышла навстречу шведам и они вернулись на свои исходные позиции. Более того, задачей Карла XII было не штурмовать крепость, а осаждать ее – чтобы выманить всю московскую армию и заставить Петра I пойти на генеральную баталию, которая бы и решила судьбу шведско-московского соревнования. Что и было сделано.
Этот памятник тоже нужно оставить. Но кое-что изменить
К 200-летию битвы русские военные историки собирали большой массив документов, опубликованных в "Трудах Императорского Российского военно-исторического общества". Среди них, там был и упомянутый "Дневник Келина". И уже тогда российские историки подвергли его сомнению. Ведь приведенные события не соответствовали действительности и противоречили аутентичным документам.
– Считаю, что этот памятник тоже нужно оставить. Но кое-что изменить. Снять эти доски. И разместить рядом правдивую информацию в виде кратких текстов. Либо на бронзовых табличках на памятнике, либо рядом. Или сделать таким образом, чтобы эту историю можно было прочесть с помощью QR-кода с электронных устройств, – считает Шендрик.
НОСТАЛЬГИЯ
Рядом с памятником есть небольшая современная информационная табличка. Несколько лет назад ее установили в Полтаве по инициативе Полтавского городского совета и общественных организаций. Табличка не вносит ясности. Вместо развенчивания пропагандистских имперских мифов – поддерживает их.
Мимо памятника проходит пенсионерка в длинной юбке и красном свитере, горловина которого выглядывает из-под синей стеганной куртки. Женщина держит белую холщевую сумку-шопер на сгибе правой руки.
– Я думаю, что нельзя сносить! Это украшение города! – заявляет 62-летняя Людмила. – В какой-то мере это произведение искусства. Памятник Шевченко не снесли же, хотя его и поставили в 1920-е годы в стиле кубизма! (речь о памятнике по проекту Ивана Кавалеридзе в стиле конструктивизма, открытого в Полтаве в 1926 году. – Gazeta.ua). Памятники сносить нельзя – их же зачем-то ставили. Я в детстве здесь фотографировалась – у льва на хвосте с родителями. И студенты всегда приходят сюда перед сессией.
Дубовой аллеей к памятнику подходит невысокая женщина в просторных джинсовых брюках на манжетах и куртке цвета полыни. Ее крашеные рыжие волосы до плеч от лба подобраны светлой трикотажной с узором повязкой.
– История есть история. Ее нельзя переделать – не нужно переписывать, как переписывали учебники. Неизвестно, что будет через 100 лет. Разбивать это не нужно. Если и демонтировать, то переносить в музей, – говорит 56-летняя Ирина Ивановна.
За границей сохраняют все — к чему бы это ни привело
Услышав, что событий, которым посвящен памятник, не было на самом деле, женщина меняет мнение.
– Если не было, тогда можно и снести. Или так и написать где-нибудь здесь, чтобы люди знали, – говорит.
С другой стороны памятника, ожидая такси, стоит женщина в синей куртке и джинсах. Ее шею поддерживает фиксирующий воротник, поэтому 65-летняя Валентина Троян говорит, почти не двигая подбородком.
– Я считаю, что не надо (сносить. – Gazeta.ua). Это все-таки исторический монумент. Поставлен давно. Люди все-таки защищали Полтаву от шведов, – говорит Валентина. – Полтавчане любят его. Очень часто фотографируются. За границей сохраняют все – к чему бы это ни привело. Даже столб, где в Чехии привязывали гулящих женщин. Памятники нужно хранить.
РАЗРУШАТЬ НЕ ПЛАНИРУЮТ
Городские власти не планируют выполнять рекомендации экспертного совета МКИП и сносить памятники. Никаких работ проводить не будут – по крайней мере до завершения войны с Россией.
Об этом рассказал первый заместитель полтавского городского головы Валерий Пархоменко. Говорим с чиновником в его кабинете.
Пархоменко отмечает, что решение о дальнейшей судьбе памятников будет приниматься после консультаций со специалистами и обсуждения с обществом.
Нужно изготовить документацию, а это 500 тысяч гривен
– Мы не должны себя сравнивать с пришедшими большевиками, которые разрушили церкви, историю, снесли культурный слой и потом на бескультурье начали строить свою имперскую историю Советского Союза, – говорит Пархоменко. – Мы должны все это учитывать и очень толерантно и разумно относиться к этим событиям. Мы не можем выбросить события Северной войны (продолжалась в 1700-1721-х годах. Полтавская битва – ее часть. – Gazeta.ua). Мы не переиграем историю и не отменим ее. Поэтому, возможно, надо изменить подходы. При русском самодержавии этот памятник установили как славу русского оружия. Но мы можем его переименовать и сказать, что это памятник тем событиям, в которых участвовали и Россия, и Украина, и Швеция. Это была борьба. И это был переломный момент.
Подчеркивает, что эти памятники нужно сохранить как памятники истории. И символов Российского государства на них быть не должно. Озвучивает официальную позицию городского совета: до конца войны заниматься этим не будут.
– По этим памятникам нужно изготовить документацию, а это 500 тысяч гривен. Сейчас нам это не проплатят. Сегодня есть другие проблемы, которые стоят перед городом и государством – это война. И тратить средства сейчас нужно более рационально. Тем более что мы недавно стали свидетелями, как агрессор нанес удар по электросетям. Возможно, эти средства сейчас следует направить на приобретение альтернативных источников энергии, чтобы пройти зиму и не допустить шоковую ситуацию, – добавляет чиновник.
Комментарии