30 июня в первые рейсы отправились поезда с вагонами, где для женщин обустроили отдельные купе. Поезда отправились по маршрутам Киев-Кривой Рог, Днепр-Трускавец, Киев-Ужгород и Харьков-Ясиня.
Специальные купе обустроили, чтобы женщины могли безопаснее путешествовать по стране. Ранее были случаи, когда во время рейсов они становились жертвами физического и сексуального насилия или домогательств со стороны мужчин, объяснили железнодорожники.
Поездов с женскими купе пока четыре, но в будущем их количество будет расти. Будем учитывать спрос пассажиров, пояснил руководитель пассажирских коммуникаций Укрзализныци Александр Шевченко.
Корреспондентка Gazeta.ua взяла билет в женское купе и отправились в путешествие в Кривой Рог. По дороге пообщалась с пассажирками по купе, проводниками и другими путешествующими в поезде.
ГАЗОВЫЙ БАЛОНЧИК
В полутемном вагоне поезда стоит духота. Пассажиры подошли к окнам в коридоре, чтобы хоть немного вдохнуть свежий воздух в грудь.
– Провожающие, просьба выйти из вагона, – говорит молодая проводница в синей юбке за колено и быстро шагает по коридору. Закрывает дверь в тамбуре.
Поезд медленно трогается и после резкого толчка начинает набирать скорость. Сквозь плотные шторы свет едва попадает внутрь, а ноги липнут к кожаным багряным сиденьям. На столе от стука колес подскакивают бутылки с водой, за ними под самым окном – упакованные комплекты постельного белья.
Девушка напротив сидит в серой теплой кофте на змейке. Разрывает пакет, вытаскивает белую в голубые полоски постель и начинает заправлять кровать. Время от времени тыльной стороной ладони убирает черные пряди волос со лба.
– Давно уже узнала из телеграм–каналов разных о женских купе, – 22-летняя Люба Мусиенко садится на край нижней полки ближе к столу. – Так как я часто езжу, мне это очень понравилось, сейчас такое время, что очень опасно. Хотя я не знала, что именно в этом купе еду. Мама постоянно мониторит билеты, потому что я с работой не успеваю, поэтому для мне это стало неожиданностью.
Женщина родом из Кривого Рога, но живет и работает в Киеве. К родителям ездит часто – бывает несколько раз в месяц. Для путешествий выбирает железную дорогу, потому что так безопаснее, признается.
У меня всегда был стресс
– Мама у меня работает в Укрзализныце, поэтому она сразу сказала, что этот вагон без кондиционера, – продолжает Люба. – Но я знаю, что спокойно приду и не буду нервничать сидеть до последнего, не зайдет ли здесь какой-нибудь парень, не разуется и так далее. У меня всегда был стресс. Конечно, есть и женщины разные, которых тоже можно бояться. Но создалось такое впечатление, что именно мужчины опаснее. Да и женщина не всегда может себя защитить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ср*ка Путина на кону. Они проигрывают по полной" – о чем говорят в Киеве на популярных пляжах
Чтобы услышать друг друга, приходится говорить громче. Грохот колес и дрожь окон создают уже знакомую "мелодию" поезда. Мимо проходят мужчины – из общих купе дальше вагона.
– Знаю, что в каком-то поезде мужчина начал приставать к проводнице и женщине какой-то, – вспоминает новости об инцидентах в поездах Мусиенко. – Она что-то там ему ответила – а он пошел к проводнице. Раньше баллончик газовый возила с собой. Когда-то пять лет назад приехала учиться в Киев, жила в таком районе, что папа купил мне этот баллончик. А дедушка на базар пошел и купил какой-то большой фанарик полицейский, так он даже с шокером был. Сейчас хорошо, потому что сидишь спокойно и знаешь, что никто к тебе не зайдет.
В последнее время у Любы появилось больше фобий. Связывает это с войной и чувством постоянной опасности внутри.
– Вот я раньше никогда не боялась скорости, но такая ситуация сейчас, и постоянные взрывы. Так ехала вот сегодня на такси, а водитель начал набирать скорость 60-70 километров. Я так схватилась за сиденье, вышла – аж ноги тряслись. В Кривом Роге чаще взрывы, конечно, потому что там нет такой защиты, как в Киеве. Вот недавно в дом прилетело, сначала не поняла, кто погиб. Потом смотрю – Оксана. Знала эту девушку, учились в одной школе, гуляли еще вместе на детской площадке. Когда ссорились, всегда она говорила: "Мы с тобой ссоримся, потому что у нас одинаковый характер". Ты не почувствуешь, что такое война, пока она до тебя не дойдет.
КРАЖИ И ПРИСТАВАНИЯ
В вагоне №8 пока нет ремонта, но проводницы тщательно следят за чистотой. В туалете сухой пол, есть туалетная бумага, накладки на унитаз, освежитель воздуха и бумажные полотенца. Бьет в нос резкий запах Domestos, которым только что мыли туалет.
За окном видно ярко-красное солнце, уже заходящее за горизонт. В коридоре шторы разлетаются от сквозняка. Здесь можно зарядить телефоны и посидеть на стуле под стенкой, обшитой молочным пластиком.
В купе проводника мало места. С обеих сторон стоят шкафы, есть холодильник и система управления. Проводница в синей форме – жилетка на белую рубашку и юбка – аккуратно раскладывает товары в железную корзинку.
В ассортименте есть шоколадные батончики, вафли, печенье, соленые сухарики. Снеки стоят от 10 до 25 грн. Полулитровая бутылка воды здесь стоит 10 грн. Также можно приобрести натуральный кофе за 20 грн в фирменных синих пакетиках.
Для пассажиров готовят и модный дрип-кофе – 25 грн. Сейчас в ассортименте большой выбор чаев – карпатские травы, с мятой, фруктовый, чабрец, черный и зеленый.
– Насколько я понимаю, что были случаи всяческие, что нужно теперь разделять женские и мужские купе, – говорит проводница Наталья Коваленко. Светлые волосы зачесала в низкий хвост, а в носу носит серьгу с блестящим камнем. – Поэтому будут делать отдельно женский вагон. Было такое, что женщина ехала с мужем, и он был на второй полке, а она на первой. Пассажир из другого купе пришел к ней и стал приставать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "У нас был рай. Кличко приезжал" – как живут на украинских "Мальдивах" и действительно ли их продали за бесценок
Сейчас женское купе запустили в тестовом режиме. Покупать билеты в нем могут и для детей младше 6 лет.
Мне как женщине тоже не хватает безопасности
– Если дети старше, то будем вызывать начальника поезда и он будет решать. Может, в будущем сделают целый вагон для женщин. Сейчас говорят, что нужно и для мужчин тогда делать, потому что гендерное равенство и все такое, но я думаю, что в будущем все возможно. Главное, чтобы у людей был выбор, – уверяет Наталья. – Мне как женщине тоже не хватает безопасности в вагоне. Было бы хорошо, будь в поезде всегда на рейсе сотрудник полиции.
Часто проводницы не могут себя защитить от агрессивных пассажиров, признается.
– Все мы разные, кого-то вагон не устраивает. Приходят и жалуются, почему такие вагоны, почему не новые. Иногда это все в грубой форме, а мы улыбаемся: "Все будет". По моему опыту, мужчины чаще ведут себя неадекватно – в нетрезвом состоянии. Нельзя же, а они все равно. Тогда вызываем на станции полицию, и они разбираются. Бывает проявляют интерес, но говорю, что на рабочем месте не знакомлюсь. Кражи случаются, но это реально пассажиры, у которых есть билет, документы.
На два вагона работают три проводника. Быстро передвигаются по коридорам, обходя пассажиров.
ЖЕНСКИЙ ВАГОН
К вечеру закрыли все окна и включили кондиционер. Сначала почему-то подуло тепло из батарей, а в вагоне запахло горелым пластиком. Проводницы быстро исправили ситуацию и уже через несколько минут от приятной прохлады выступили мурашки на коже.
В купе на крючках для каждого пассажира есть вешалки. У полок можно включить бра и положить вещи на полочку. На дверях – большое зеркало, они закрываются на ключ.
– А тут что есть и мужчины в вагоне? – удивившись спрашивает женщина, только что зашедшая в купе. Выдвигает голову за дверь и присматривается. – Я думала, что здесь весь вагон женский, поэтому покупала билет именно сюда. Давно были разговоры, что нужно женский вагон ввести, потому что в последнее время много новостей о неприятных инцидентах.
27-летняя Дарья Ткач живет в Киеве, но часто ездит к родителям в родной Кривой Рог. Имела неприятные ситуации, поэтому хотела ехать только с женщинами, признается.
– Часто езжу домой, поэтому захотела поддержать инициативу и сразу купила билет. Я думаю, что если много девушек заинтересуются, то нам выделят и целый вагон, – Дарья заплетает волосы в высокий пучок, от жары уже начинает блестеть лицо. – Были агрессивные ребята во время поездок. Вот уже во время войны как-то случилось, что в вагон зашел человек в форме, не знаю, военный ли он, но был точно не из нашего вагона, а пришел к другу. Это был плацкарт, женщины на нижних полках поддерживали их разговор. Сделала замечание им, и этот мужчина пришел ко мне разбираться, начал на меня бросаться. Стал надо мной в позу – и это два часа ночи.
Мужчина пришел ко мне разбираться, стал на меня бросаться
Девушку защитила лежавшая рядом женщина и выгнала мужчину в свой вагон. Дарья также обращалась к проводнице, однако она ответила, что ничего сделать не может.
– Ну и конечно комфортнее ездить с девушками, потому что они, простите, вкуснее пахнут, не будут распивать алкоголь, курить какую-то махорку и пахнуть ею, – говорит Ткач. – Но с этим я еще могу мириться, с запахами разными, но с тем, что кто-то может выпивать и качать свои права – это неприятно. Я увидела, что здесь мужские купе в конце вагона. Я буду идти в туалет, та может быть, что угодно. Наши хрупкие девушки ничего им не сделают. Поэтому хотелось бы ездить в полностью женских вагонах, чтобы быть уверенным в собственной безопасности. Чтобы можно было раздеться в такой жаре хоть спокойно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ваш муж погиб. Тело забрали" – истории павших воинов, рассказанные их женами
К разговору присоединяется пожилая женщина на нижней полке. Сидит в шифоновом брючном костюме в белые цветки. Вытирает со стола разлитый чай и пропитывает потный лоб влажной салфеткой.
– Я тоже не прочь раздеться, потому что одни женщины. Здесь душно, хочется и дверь открыть, а если будет проходить мужчина? – объясняет Ольга Анатольевна. – Идея хорошая. Думаю, что для женского вагона можно еще и туалет лучше сделать.
– Больше туалетной бумаги, – добавляет Дарья. – Я видела, что в новых вагонах там все есть. Это же девушки, дети – им нужно в десять раз больше туалетной бумаги. Я молчу о санитайзерах, но мыло надо чтобы было, бумажные полотенца. Влажные салфетки положить. Я так поняла, что пока эта инициатива была введена в вагонах без кондиционирования, не все могут потянуть более дорогой билет. Но сделайте в нескольких вагонах такие купе – более дешевые и более дорогие места.
В стоимость билета Ольги Анатольевны входит авторский чай. Женщина заказывает "Карпатские травы". Стоимость поездки в женском купе – от 350 до 450 грн. Без постельного белья на 50 грн дешевле. Пока курсируют только на четырех направлениях.
Ночью в купе прохладно, поэтому приходится укрываться еще и пледом. Около полуночи выключают свет во всем вагоне и только белые лучи фонарей по дороге мерцают в окнах.
Комментарии
3